Народное наблюдение «играния Солнца»

Е. Р. Лепер в своей работе «Южно-великорусский обряд «караулить Солнце», печатающейся в журнале «Этнография», приводит ряд сообщений об «игрании Солнца» весной (на Пасху и Благовещение) и летом (Иванов и Петров дни) со всеми теми подробностями, которые при этом записаны со слов народа. В заключение автор указывает на объяснение этого явления В. Петровым, который в своей монографии «Мiтологема Сонця в Украiнских народнiх вiруваннях» все сводит к расстроенному воображению подготовленного известным образом человека, также и на мое объяснение, высказанное еще в 1913 г., когда я понимал это явление, как следствие ненормальной рефракции. Обильный материал впервые, кажется, полно собранный Е. Р. Лепер, а также оригинальные данные, приводимые ею по собственным записям, позволяют еще раз возвратиться к этому вопросу и проверить мое объяснение. Большинство данных относит явление «играния Солнца» к двум эпохам — весеннего равноденствия и летнего солнцестояния, в которые приходятся указанные выше праздники. Самое играние характеризуется народом, с одной стороны, как быстрое изменение положения Солнца при его восходе толчками с возвращением к прежнему положению («радуется» «играет», «купается», «то спрячется, то покажется, то повернется, то вниз уйдет»), с другой стороны, как искажение солнечного диска при восходе («раздробляется», «двоится») и, наконец, как изменение окраски светила из одного цвета в. другой («то блеснет голубым, то розовым», «играет всякими цветами: и голубым, и зеленым, и всякими», «колыбается разными-разными огнями: и зелеными, и красными, и желтыми, и разными», «то станет зеленым, то синим, то красным»). Все эти данные, собранные из разных мест и, тем не менее, содержащие в себе общие характерные черты наблюдаемого явления, показывают, что мы имеем дело с реальными наблюдениями народа, а не расстроенным воображением, которое могло бы разнообразиться до бесконечности. Теперь еще больше, чем раньше, понятна реальность народных наблюдений, так как все эти записи легко объясняются фактами, известными в атмосферной оптике, и могут быть сведены к трем явлениям — ненормальной рефракции, деформации диска и дисперсии. О ненормальной рефракции, вызывающей дрожание, а также об искажении формы солнечного диска мною уже достаточно было сказано в книге «Под сводом хрустального неба» (Спб. 1913 г., стр. 70). Любопытно, что деформацию солнечного диска при его восходе описал еще автор Лаврентьевской летописи под 1230 г.: «Месяца мая в 10 день, в пяток 5 недели по Пасце неции видеша рано восходящу Солнцу, бысть на три углы яко и коврига, потом же мнети мало бысть, аки звезда, тако и погибе, потом опять мало взыде в своем чину». Это не могло быть солнечным затмением, описанным далее в той же летописи под 14 мая и, действительно, бывшим в этот день. И потому описанное явление можно понять только как «игру Солнца», т. е. появление его толчками, исчезновение под горизонтом, деформацию диска в виде ковриги, треугольника и маленькой точки, напоминающей звезду.

По-видимому, ненормальной рефракции и деформации диска может сопутствовать и явление «зеленого луча», происходящего от дисперсии («Природа» 1913 г., март, ст. Г. А. Тихова «Зеленый луч»). Вот это-то явление и подмечено народом, как это можно видеть из приведенных выписок, в которых характерно упоминание зеленого и голубого цветов. Как показывают наблюдения, явление зеленого луча действительно часто соединяется с явлением деформации солнечного диска, так что оба явления друг друга не исключают («Зеленый луч»; «Наука и техника» 1927 г., № 42). Один из наблюдателей зеленого луча говорит: «Я держусь такого мнения, что длительность этого явления весьма коротка и что лишь благодаря инерции сетчатки кажется, что зеленый луч виден дольше. Один раз случилось, что в решительный момент что-то отвлекло мое внимание, в то время как мой спутник не спускал глаз с горизонта. Вдруг он воскликнул: "Гляди!". И выяснилось, что он еще сравнительно долго видел зеленый луч, в то время как я не мог его заметить. В то время как в глазу моего спутника зеленый луч еще долго сохранялся и ему казалось, что он его видит, мне недоставало возбуждающего зрительный нерв раздражения». Это объяснение имеет чрезвычайно важное значение при понимании тех народных примет, по которым «играния Солнца» видят «лишь праведные, грешные же видеть не могут», как это отмечает автор в своем исследовании. По времени года, летнее солнцестояние наиболее благоприятная эпоха для зеленого луча, так как Солнце в это время долго заходит и восходит и потому длительность явления зеленого луча максимальная. Это как раз эпоха праздников Иванова и Петрова дня, когда народ «караулит Солнце».

Д. Святский

("Мироведение", 1928, № 3)

Назад

снять беседку в перми на день рождения