"ГОСТИ ИЗ КОСМОСА"

(Об одном недобросовестном лекторе)

По ходу лекции слушатели недоумевали все больше и больше. И было от чего:

- Георг Адамский - американец польского происхождения,- повествовал лектор. - До войны Адамский служил в кавалерии, преподавал этику и занялся астрономией после того, как одна из его поклонниц подарила ему телескоп... В 1952 году Адамский выступил в печати со статьей, в которой сообщил, что он знает место, где диски регулярно совершают посадки и что он знаком с пилотом, прибывшим на этом диске с Венеры... В 1953 г. он издал книгу с изображениями венерян, описанием их жизни, техники, культуры... В 1954 г. в новой книге он описывает свое путешествие на Луну в компании двух прекрасных молодых леди... Одна из них была уроженкой Марса, другая - Венеры... Несмотря на преклонный возраст Адамского, они очень благосклонно к нему отнеслись...

Что это? Фантастический рассказ, космический анекдот? Ни то, ни другое. Это отдельные места из лекции старшего преподавателя Московского технологического института пищевой промышленности Ю. А. Фомина на тему "Жизнь во Вселенной".

Великий подвиг советского народа, советской науки в освоении космоса вызвал живой, можно сказать, практический интерес к проблемам космических полетов человека, существования жизни на других планетах. Советские люди с большим вниманием следят за достижениями науки в изучении космоса. Научные данные, получаемые в результате запуска спутников Земли, космических лабораторий, изучения астрономами планет и звездных миров быстро становится достоянием широкой общественности. Возникают новые гипотезы, предположения. Все больше появляется научно-фантастических рассказов, повестей о космических путешествиях, существований жизни на других планетах. Так всегда бывает, когда наука овладевает новым историческим рубежом в познании окружающего мира. В этих условиях крайне ответственны задачи пропаганды достижений науки об изучении космоса. Знание предмета, научная добросовестность должны сочетаться с широкой консультацией, обсуждением материалов лекций специалистами, научными учреждениями и организациями. Это особенно важно в том случае, если лектор непосредственно сам не ведет научно-исследовательскую работу в этой области.

Иным, противоположным путем пошел тов. Фомин. Высокую трибуну лектора он использовал для распространения антинаучных сенсационных сообщений зарубежной печати. В своих "лекциях" он игнорировал достижения советской науки в изучении космоса, дезориентировал слушателей. Более того. Пересказывая со всеми деталями и подробностями все, что удалось прочесть в английских, американских, французских и некоторых других иностранных журналах о "летающих дисках" и "посещении" Земли жителями других планет, Фомин по существу сам встал на путь тех, кто примазывается к науке в чисто корыстных интересах. Нельзя отмежеваться от Адамского и ему подобных, называя их жуликами, проходимцами, и в то же время строить "научную" лекцию на сенсациях и выдумках этих жуликов!

Президиум правления городского отделения общества по распространению политических и научных знаний утвердил решение группы членов общества Технологического института пищевой промышленности и президиума правления Ленинградского районного отделения общества об исключении Ю. А. Фомина из членов общества, как не оправдавшего это высокое звание. Выступления Ю. А. Фомина нанесли вред пропаганде научных знаний среди трудящихся и стали возможными из-за неудовлетворительного подбора в Ленинградском районе лекторских кадров, отсутствия систематического контроля за качеством и содержанием их выступлений. Этот факт многому учит.

Ю. ЕРЕМИН, зам. председателя правления
Городского отделения общества.

("Вечерняя Москва", 28 января 1961 г.)

Назад