ЕСТЬ ЛИ "ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ"?

В течение ряда лет в зарубежной печати появлялись материалы о полетах необычайных небесных тел. Их называли "летающими блюдечками", "тарелочками", "дисками", Главнейшим подтверждением их существования служили широко публиковавшиеся фотографии этих "летающих" тел. Необходимо отметить, что в ряде случаев миф о "летающих тарелочках" был использован реакционными кругами капиталистических стран для антисоветской пропаганды, разжигания холодной войны.

Фотографии "летающих дисков" были получены и в нашей стране. Ниже мы публикуем рассказ кандидата физико-математических наук А. Микирова о том, что собой представляют эти фотографии.

Это случилось в Тикси 21 ноября 1959 года. Часов в 9 вечера сотрудник полярной станции "Столб" Е. Мурашов сфотографировал метеорологическую площадку. Снимал он аппаратом "Старт", который был заряжен высокочувствительной пленкой (130 единиц ГОСТ). Но поскольку было очень темно, выдержка все же равнялась одной минуте.

Сделав первый снимок, Мурашов решил сдублировать его. Проявив пленку, Мурашов обнаружил на обоих снимках чрезвычайно странный предмет необычной формы. Он напоминал рисунок какого-то фантастического летательного аппарата и был окружен ореолом.

Сопоставление снимков показывало, что загадочный предмет перемещается в пространстве, причем это перемещение происходило с запада на восток.

Сам Мурашов во время фотографирования ничего необычного на небосводе не заметил. Объяснил он это тем, что все его внимание было сосредоточено на фотоаппарате.

Снимки, которые сам Мурашов шутя назвал фотографией "летающего блюдца", стали предметом бесчисленных разговоров и споров. Многие начали перепечатывать эти снимки и выдавать их за доказательство существования "летающих тарелок". Более того: вокруг того факта, что Мурашов при фотографировании сам не видел "летающей тарелки", стали громоздить самые невероятные догадки. Одни утверждали, что изображенное на снимках тело излучало ультрафиолетовую радиацию, и поэтому Мурашов не мог его видеть. Другие, понимая, что стеклянный объектив фотоаппарата не может пропускать ультрафиолетовых лучей, утверждали, что Мурашов не мог заметить предмета, поскольку тело излучало инфракрасные лучи.

На самом деле все обстоит намного проще. Если посмотреть на снимки, полученные Мурашовым, то видно, что на метеоплощадке справа внизу находились довольно яркие источники света. Были ли это прожекторы или просто осветительные лампы, сказать по снимку трудно, да это и ни к чему.

Свет от этих источников, попадая на объектив, частично рассеивался и частично отражался. Отражение шло как от линз, так и от оправ объектива. Так как каждая линза представляет собой часть сферы, а оправа есть круг, то отраженный свет шел расходящимся пучком. Объектив, собирая этот свет, образовал некоторое тело вращения. А так как линз и оправ в объективе много и они достаточно близки друг от друга, то получилось несколько тел вращения, которые и образовали на снимке Мурашова изображение "летающей тарелочки".

В том, что это действительно так, может убедиться каждый фотолюбитель. Условия опыта чрезвычайно просты. Нужны яркий источник света и достаточно темный фон.

Регулируя угол между оптической осью объектива и направлением на источник света, можно получить различные фигуры, вроде той, которая оказалась на снимке Мурашова. Изменяя угол между оптической осью объектива и направлением на источник света, можно менять форму этих "летающих блюдец". Причем нетрудно получить изображения, окруженные не одним, а двумя и более ореолами. Все эти изображения нетрудно увидеть непосредственно в зеркальном видоискателе. Для того, чтобы они хорошо получились на снимке, нужна только сравнительно большая экспозиция.

Таким образом, объектив фотографирует изображение, которое сам и создает. Естественно, что Мурашов ничего не видел на метеоплощадке, так как видеть было нечего.

Если фотоаппарат вращать вокруг оптической оси, то изображение, не изменяя своей формы, будет перемещаться, что и было принято Мурашовым за движение "летающей тарелки" с запада на восток.

Мы приводим здесь фотографии, сделанные в комнате. На темном фоне была установлена обычная лампочка. Во всех четырех снимках менялся только угол между направлением на источник света и оптической осью объектива.

Таким образом, разговоры о "летающей тарелке", сфотографированной в Тикси, об ультрафиолетовом и инфракрасном ее излучении являются следствием недостаточного знания законов оптики.


Мы познакомили нашего фотокорреспондента И. Гричера со статьей А. Микирова.

- Интересно, - сказал он задумчиво. - Попробую сам "сконструировать" "летающую тарелочку"... Через час я вернусь...

У памяника Юрию Долгорукому, как всегда, оживленно. Ровно в 8 часов вечера прохожие заметили на тротуаре человека, который снимал... небо. Напрасно вглядывались они в свинцовые облака. Ничего не было видно. А человек на тротуаре видел: на матовом фоне ясно вырисовывались очертания "летающей тарелочки".

Через час на редакционном столе лежали только что отпечатанные снимки. На каждом из них - загадочный "предмет", родной брат тех фотографий, которые обошли страницы западных журналов и газет. Взгляните на одну из этих фотографий: над памятником Юрию Долгорукому, над крышами домов висит загадочный светящийся предмет, который можно принять за что угодно, даже за космический корабль марсиан. В действительности же "предмет" является мнимым изображением на фотопленке. И главный виновник его появления - преломление световых лучей в объективе фотоаппарата. Этот снимок сделан на фотопленке "Изопанхром", 180 единиц ГОСТ, диафрагма 2, выдержка 0,5 секунды.

Такой нехитрой оказалась разгадка происхождения фотографий пресловутых "летающих тарелочек"... Ныне каждый может при желании изготовить неограниченное количество фотографий "летающих предметов" самой разнообразной конструкции.

("Комсомольская правда", 8 января 1961 г.)

Назад