МИФ О "ЛЕТАЮЩИХ ТАРЕЛКАХ"

В США вскоре после окончания второй мировой войны под влиянием военной истерии произошла большая вспышка суеверий. Отражением этого явились слухи о каких-то таинственных предметах, замеченных в воздухе и получивших название "летающих тарелок" или "блюдец". В июле 1947 г. в американских газетах было опубликовано сообщение, что один бизнесмен, летевший на самолете, наблюдал над территорией США странный предмет, напоминающий тарелку. В печати появилось письмо двух летчиков, которые также якобы встретились в воздухе с таинственным предметом, но не могли его догнать; появилось сообщение, что какой-то пилот пытался вступить в схватку с "тарелкой", но погиб вместе с самолетом. Одни говорили, что эти "тарелки" - "космические корабли, прилетевшие с Марса и Венеры", другие - "планетные духи", третьи - "знак гнева всевышнего, доказательство, что близок день страшного суда".

За проверку сообщений о "летающих тарелках" взялся Пентагон, который стремился использовать их для разжигания холодной войны. В американской печати внушалось, что "летающие тарелки" могут быть "секретным оружием СССР". Тысячи людей уверяли, что видели, как эти "тарелки" летали ночью, напоминая светящиеся шары или диски. Вскоре нашлись шарлатаны, которые заверяли, будто установили непосредственный контакт с экипажами "летающих тарелок", даже якобы совершали полеты на них. В 1950 г. была опубликована книга Ф. Скалли "Что скрывается за летающими тарелками", в которой доказывалось, что они - межпланетные космические корабли с живыми существами из других миров - "маленькими космическими человечками". В США и в других странах возникли общества и клубы, члены которых поставили себе задачей "установление контактов" с космическими пришельцами, появились журналы "Обозрение летающих тарелок", "Австралийское обозрение летающих тарелок", содержащие фантастические измышления о гостях из космоса, о том, что в XX в. в Америке и Европе будто бы было замечено 153 таких корабля.

В 1963 г. английский журнал "Тудей", предназначенный для молодежи, опубликовал карту орбит, по которым пилоты с "летающих тарелок" исследуют Землю. Эту карту якобы составил французский ученый Э. Мишель на основе "строго научных данных". В январе 1964 г. журнал даже опубликовал описание приземлившегося в Англии таинственного пилота с "летающей тарелки": он был весь в черном, человеческого роста, но без головы, по обеим сторонам у него были крылья, как у летучей мыши.

В 1960 г. в Лос-Анджелесe состоялась конференция "тарелочников-космоплавателей Северной Калифорнии". Конференцию открыл канадский проповедник преподобный М. А. Норман. Журнал, издаваемый объединением клубов "летающих тарелок", объявил, что "на первой всеамериканской конференции космоплавателей в Лос-Анджелесе многие вошли в контакт с обитателями космоса". На конференции действительно присутствовал какой-то проходимец, одетый в странного фасона голубую рубашку, украшенную мистическими символами и серебряным распятием. Он называл себя принцем Псасомом с планеты Титан, откуда он прибыл на Землю 31 год назад...

Вся эта шумиха, поднятая бульварной прессой вокруг "летающих тарелок", имела своей очевидной целью запугать американский народ, заставить конгресс США более щедро финансировать гонку вооружений, а также отвлечь внимание от успехов Советского Союза в освоении космоса.

Изучением "тарелочной эпидемии" занялся американский астрофизик Дональд Мензел. Он доказал, что 80% наблюдавшихся случаев появления в воздухе странных предметов оказалось явным недоразумением: это были летавшие на большой высоте пассажирские самолеты, реактивные истребители и бомбардировщики, воздушные шары или птицы, озаренные огнями с Земли, летучие мыши, испускавшие фосфоресцирующий свет, и солнечные лучи, отражавшиеся от крыла самолета. В 20% случаев - это результат аномального распространения световых лучей в атмосфере, миражи, отражение света от слоя тумана, преломление света в кристалликах льда. "Средний американец хочет верить, что тарелки - это космические корабли..., - пишет Мензел. - Мы, американцы, любим предаваться иллюзиям. И не любим, когда нам говорят, что Санта-Клаус - это сказка... Человек, уверовавший в тарелки, совершенно безнадежен. Какие бы научные доказательства я ни привлекал, убеждая его в том, что летающие тарелки - это никоим образом не межпланетные корабли, он упорно стоит на своем... Он защищает свою веру с пылом фанатика. Для него летающие тарелки стали религиозным символом, а может быть, и доказательством существования в небесных пространствах какой-то сверхъестественной силы".

Успехи, достигнутые советской наукой в освоении космоса, как бы приблизили небесные тела к Земле, приучили сознание миллионов людей к возможности в недалеком будущем достигнуть ближайших планет и обследовать их. Мистификаторы и шарлатаны используют и космическую тему для своих темных целей. В 1958-1960 гг. в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии нашлось несколько тысяч людей, которые приобрели за деньги паспорта "Всемирной республики Венеры" у аферистов К. Мекиса и Ф. Вебера-Рихтера, выдававших себя за представителей этой планеты.

В Париже есть полупомешанные люди, которые поклоняются "ангелу Цикламену". Он якобы прилетел с неведомой планеты Цикламен. Этот "ангел" явился на землю специально для того, чтобы формировать идеальные пары для брака, которые после смерти перевоплотятся в очаровательных мотыльков.

Массовая паника в связи с "летающими тарелками", мистические спекуляции на космосе возможны потому, что население капиталистических стран в течение длительного времени одурачивается басенками о "советской угрозе", одурманивается религиозным вздором...

В своем докладе "Наука и идеологическая жизнь" на общем собрании Академии наук СССР 4 июля 1963 г. акад. П. Н. Федосеев указывал, что наука не может быть нейтральной в борьбе материализма против идеализма, разума против мистики. "К сожалению, случается, что сомнительные в научном отношении положения, которые из-за своей необоснованности не могут быть опубликованы в научных изданиях, проникают в популярную литературу или кино, - говорил П. Н. Федосеев. - Не могут не вызвать недоумения, например, попытки отождествить человека и кибернетическую машину, опровергнуть законы сохранения вещества и энергии, стремление во что бы то ни стало представить Тунгусский метеорит атомным космическим кораблем. Подчас некоторые сугубо проблематичные соображения вместо их предварительного обсуждения в среде специалистов выносятся сразу же в массовые издания. Можно рассматривать в научных учреждениях вопрос о так называемых телепатических явлениях, но выпускать о них популярную брошюру тиражом в 200 тыс. экземпляров было явно преждевременно. Пропаганда материалистического мировоззрения должна опираться на подлинные достижения науки" ("Вестник АН СССР", 1963, № 8, стр. 28).

Мистицизм паразитирует на стремлении людей познать природу, он использует новейшие достижения пауки для реакционного мифотворчества, облекает в наукообразные формы религиозные представления, пытаясь придать им вид научных гипотез. Распространению мистических воззрений могут содействовать неправильные, ошибочные, идеалистические толкования "таинственных явлений" новых открытий естествознания, невежественные попытки теоретизировать по поводу "фактов", отвергаемых наукой.

В СССР из США проникли мифы о "летающих тарелках" - таинственных космических реактивных аппаратах, пилотируемых обитателями других миров, о происхождении людей от марсиан, посетивших когда-то Землю, о существовании "снежного человека" и т. д. Нет никаких фактов, подтверждающих эти домыслы. Подобные мифы, которым упорно пытаются придать вид научных гипотез, могут сами по себе не содержать мистики, но они расчищают дорогу для нее.

Разоблачая мистицизм, К. А. Тимирязев показал сущность тактики тех, кто задался целью вернуться к тому, что, казалось, навсегда осталось позади, во мраке средневековья. "У французских садоводов существует прекрасное выражение для обозначения того процесса, к которому они прибегают, когда хотят подчинить себе какую-нибудь форму, изменить ее в желаемом направлении. Для этого нет надобности идти прямо к цели, нужно только la faire affoler - сбить организм с толку, чтобы он обезумел, стал метаться, изменяться во всех направлениях, а уже из этого неустойчивого материала можно лепить что угодно". Такова тактика всех, кто насаждает сенсации о "чудесном". Поэтому столь важным является своевременное и аргументированное опровержение каждой такой "сенсации"...

(Из книги М. И. Шахновича "Современная мистика в свете науки". М-Л., 1965, стр. 59-61, 198-199).

Назад