МОГУТ ЛИ "ИНОПЛАНЕТЯНЕ" ПРИЛЕТЕТЬ К НАМ?

Уважаемый господин редактор! Я живу в Генуе и однажды стал свидетелем телепередачи, в которой обсуждалось, могут ли "инопланетяне" прилетать к нам, похищать людей и т. п. Хотел бы прочесть на страницах вашего журнала, что думают по поводу "зеленых человечков", их "космических кораблей" и прочем советские специалисты.

Джованни ЧЕЗАРИНИ, Италия

На этот вопрос отвечает доктор химических наук, заведующий лабораторией физико-химических и радиологических исследований Института общей и коммунальной гигиены Михаил ДМИТРИЕВ.

"ЗЕЛЕНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ" И ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ

Еще а прошлом веке французский академик Франсуа Араго сетовал: что бы с нами было, если бы мы отрицали все, что не можем объяснить... Пусть эти слова послужат как бы эпиграфом к нашему разговору о необычных явлениях в атмосфере, "неопознанных летающих объектах" (НЛО) и тому подобном.

Я разделяю точку зрения ученых, в принципе допускающих вероятность существования внеземных цивилизаций. Но, окажись они на самом деле, даже установить с нами связь на расстоянии было бы очень непросто, не то что организовать перелет. Должен разочаровать сторонников версии посещения Земли "зелеными" и другими "человечками": никаких оснований для нее нет. Утверждающие обратное просто игнорируют имеющиеся в распоряжении ученых данные. А она говорят, что ни одна из "летающих тарелок" не была зарегистрирована локаторами за пределами земной атмосферы. Иногда испускаемые беспорядочные радиосигналы излучают и безжизненные Юпитер, Сатурн, Уран. В то же время, несмотря на круглосуточные наблюдения за эфиром, упорядоченные сигналы ни разу не были приняты многочисленными радиостанциями.

Английский ученый Ридпас, недавно обобщивший итоги тридцатилетних исследований "НЛО" как космических кораблей инопланетян, справедливо замечает, что в это предположение можно лишь верить, как в бога; подкрепить его научными данными невозможно. "Летающие тарелки", конечно, существуют. Авиаторы не раз встречали их в воздухе. Я сам читал рапорты с описаниями светящихся шаров, сигар, чаще - дисков. Они испускали яркий, сравнимый по силе с лунным, а то и солнечным, свет. Неподвижно висели в воздухе, удалялись или, наоборот, приближались к самолетам. Даже "сталкивались" с ними... Беру этот глагол в кавычки, потому что о столкновении самолета с зоной очень сильно ионизированного воздуха можно говорить скорее условно. Ведь светящиеся шары, сигары, диски и прочие "НЛО" - это именно такие зоны, а никакие не космические корабли инопланетян. Причем такие зоны могут приземляться на поверхность планеты.

Остановлюсь здесь немного подробнее. Ученым хорошо известно явление хемилюминесценции (ХЛ), используемое, например, в приборах для определения состава газов. В воздухе идут химические реакции с выделением света. Электрические разряды, нагрев, ионизирующее и ультрафиолетовое облучение, загрязнение атмосферы могут усилить этот эффект во много раз. И тогда разгорается уже заметное глазу холодное пламя. Оно-то и принимается сторонниками уфологии (псевдонауки о пришельцах из космоса от английского UFO - "НЛО") за очередной корабль инопланетян. Правда, желающих верить в "космических пришельцев" переубедить трудно. Они продолжают утверждать, что свечение в атмосфере вызывают выхлопные газы прилетающих инопланетных кораблей. США осуществили три дорогостоящих правительственных проекта с привлечением частных компаний и большого числа ученых для проверки различных версий. Вывод оказался одинаков: говорить о внеземном происхождении "летающих тарелок" нет оснований.

По подсчетам уже упоминавшегося выше английского ученого Ридпаса, в 90 процентах случаев за "летающие тарелки" принимают предметы как естественного, так и искусственного происхождения (метеориты, самолеты, спутники и т. п.). Вторых становится все больше. А главное - свечению воздуха способствует загрязнение атмосферы. Чем меньше смог, чем чище атмосфера, тем меньше вероятность появления "летающих тарелок". Разумеется, одно дело, скажем, ежедневно работать с использующими принцип хемилюминесценции приборами где-нибудь на заводе, а другое - увидеть приближающийся светящийся диск с самолета или вспыхнувшую в утреннем небе огромную, исторгающую снопы лучей звезду. Большая психологическая разница. И сократить ее может заочное знакомство с зонами хемилюминесценции на страницах прессы. Летчикам это особенно необходимо. Страшна не встреча с зоной ХЛ, а неподготовленность к ней, могущая, особенно в свете россказней о "гуманоидах", привести экипаж к панике и катастрофе.

Зоны ХЛ возникают на высоте до 70 километров. Иногда неожиданно - например, при прорыве в приземные слои атмосферы стратосферного озона. Величина зон - от сантиметров до нескольких километров в диаметре, обычная длительность существования - от получаса до часа. Ночью они виднее, чем днем, когда из-за яркого солнца подчас и вовсе незаметны. Свет может пульсировать и в зависимости от вступающих в реакцию веществ быть разного цвета - синего, голубого, оранжевого. Так, в зоне ХЛ Петрозаводского феномена, который наблюдался в нашей стране не так давно, отмечалась ярко-красная посредине и белая с краев промоина.

Между прочим, по окраске можно судить, насколько опасна для организма вызвавшая это явление воздушная среда. Так, синяя и голубая указывают на преобладание озона и атомов кислорода, в значительных количествах более токсичных, чем дающие оранжевый и красный цвета окись и двуокись азота. Концентрация ионов и электронов в зонах ХЛ возрастает по сравнению с обычным воздухом в тысячи, миллионы раз. Резко повышается электрическая проводимость. Может возникнуть собственное, весьма значительное электромагнитное излучение в миллиметровом, сантиметровом и дециметровом диапазонах. Инженеры, работавшие в вычислительных центрах в районе наблюдения Петрозаводского феномена, отметили в ту ночь крупные неполадка в работе ЭВМ, которые затем исчезли.

При очень высокой концентрации энергии и веществ в зоне ХЛ они могут и взрываться, словно шаровые молнии, но, как показывают расчеты, вероятность и мощность таких взрывов невелики. Само по себе хемилюминесцентное свечение по спектру близко к солнечному. Оно безвредно. Однако зона ХЛ может нарушить связь, работу электронного и радиолокационного оборудования. Если экипаж дышит воздухом, поступающим снаружи, вместе с ним в самолет могут попасть и вредные для организма вещества. Их присутствие можно определить по появлению резкого раздражающего запаха, а характер, как уже говорилось, - по цвету свечения.

Задача летчика - избежать соприкосновения с зоной ХЛ, а если это не удалось, проявить самообладание и быть особенно внимательным, пока она не останется позади. Иначе возможен случай вроде того, какой произошел однажды с шестью американскими самолетами "Эвейнджер" над Атлантическим океаном.

Они, по-видимому, оказались в малоинтенсивной зоне ХЛ, собственное свечение которой в тот яркий солнечный день было совсем незаметным. Проникшие в кабины вместе с наружным воздухом вредные вещества привели пилотов к наркотическому состоянию, а затем к гибели. Пилоты посадили на воду не рассчитанные для этого самолеты и утонули. А перед этим они перестали замечать великолепно светившее солнце, им показалось, что облака и пространство под самолетом вдруг странно изменили цвет. Люди тренированные, они понимали, что происходит нечто необычное, но не знали - что и потому не смогли противостоять в общем-то не самой сложной ситуации. Произошло это в районе Бермудского треугольника, но, несомненно, нечто подобное могло произойти в любой точке планеты. Даже скорее не над морем, а над сушей, где самолеты чаще летают. И суда гибнут или оказываются по неизвестным причинам оставленными неведомо куда исчезнувшими экипажами не только там. Опасность, которую иногда представляют для человека необычные явления в атмосфере, связанные с тем, что в ней в результате человеческой деятельности продолжают накапливаться токсичные вещества, действительно существует. И подобные явления могут участиться.

Что же до густо пересеченного морскими и авиационными линиями Бермудского треугольника, то тамошний климат отличается большой энергоемкостью метеорологических процессов. Значит, даже шаровые молнии, не говоря уже о других необычных атмосферных явлениях, должны здесь встречаться гораздо чаще. Такая молния вполне может, например, неожиданно и мгновенно погубить самолет или небольшое судно. Но - таков уж человек! На досуге поговорить об инопланетянах многим кажется более привлекательным, чем разбирать довольно сложные физико-химические процессы. К тому же слухи не знают расстояний и будоражат людей.

Я думаю, что для объяснения необычных явлений атмосферы нужны не какие-либо новые фундаментальные открытия в науке, а просто побольше данных. Хорошо, если бы удалось, например, послать в зону ХЛ метеорологическую ракету и взять оттуда пробу воздуха. Очень важны и просто визуальные наблюдения. В условиях, когда предсказать, где, в какое время возникнет аномалия, почти невозможно, случайные наблюдения чрезвычайно ценны. Быть может, в разгадке еще не опознанных явлений атмосферы они сыграют решающую роль.

("Культура и жизнь", 1979, № 12)

Назад