ЗА ГРАНЬЮ ЗАКОНОВ НАУКИ

В миф о летающих тарелках поверили почему-то очень многие и сразу. И не счесть очевидцев появления таинственных тарелок, включая и тех, кто уже успел даже... полетать (!) на этих инопланетных кораблях... Но решает не число очевидцев, ставших жертвами оптических или иных обманов. Сотни и тысячи свидетелей могут "видеть" то, чего не было, и не увидеть то, что было.

- Один, два, три очевидца могут ошибиться, но тысячи!? Невероятно!

- 24 июня 1947 года пилот-любитель сообщил, что он в полете увидел летящий загадочный объект. Газетный репортер, которому он об этом рассказал, написал, что пилот видел "летающую тарелочку". После этого сообщения число видевших летающие тарелочки и даже летавших на них стало неудержимо расти. Летающие тарелочки стали кораблями инопланетных цивилизаций. На одной из них предприимчивый американец "облетел" Луну и запасся рядом полезных сведений о космосе. Другие "захватывали" землян на Венеру и Марс. Хозяева тарелочек охотно беседовали с жителями Земли. Человек, видевший летающую тарелочку, говоривший с ее обитателями, становился знаменитостью местного, а то и национального значения. И многие люди стремились к славе, если славой можно считать газетные интервью и фотографии в журналах. В Париже даже состоялся конгресс людей, встречавшихся с экипажами тарелочек.

- Я не говорил о намеренном обмане...

- В ряде случаев очевидцы, наблюдавшие летающие тарелочки, не врали.

- Что же они видели?

- Шаровые молнии.

- Почему же тогда они их не видели до 24 июня 1947 года, до этой шумихи с летающими тарелочками?

- Видели. Во время второй мировой войны пилоты наших союзников сообщали о встречах в небе с огненными шарами. Иногда казалось, что шары хотят напасть на самолеты, хотя этого никогда не происходило. Некоторые пилоты решили, что шары - секретное оружие немцев, и назвали их "истребители-призраки". В 1944-45 годах, когда число американских самолетов в районе Тихого океана возросло, истребители-призраки появились и там. Пилоты, склонные больше к наблюдению, чем к фантазиям, заметили, что призрачные истребители чаще всего встречаются самолетам, летящим под или над облаками, обычно выходя из облаков, а также скрываясь в них.

- А почему же их не было видно в облаках?

- В облаках они тоже встречались. Но в облаках видимость очень мала, и огненный шар можно увидеть, только приблизившись к нему вплотную. Кстати, когда война окончилась, выяснилось, что немецкие и японские пилоты тоже видели огненные шары, но принимали их за секретное оружие противника. После войны светящиеся шары получили название "неопознанные летающие объекты", НЛО, но природа их оставалась неизвестной.

Командир воздушного корабля В-29 в 1945 году в своем рапорте писал:

"Это произошло ночью, около двух часов, при верхней 10-балльной облачности и видимости 15-20 км. Я летел на высоте между двумя и тремя километрами. Желтый светящийся пульсирующий огненный шар появился слева, слегка сзади, производя, как мне показалось, боевой маневр. Я запретил моим стрелкам открывать огонь, так как не хотел демаскировать мой самолет. Диаметр огненного шара был около 1,2-1,5 м. Шар приблизился на расстояние около 30 метров. Я дал максимальные обороты, чтобы обогнать его, но, несмотря на скорость и маневры самолета, неизвестный объект продолжал оставаться в неизменном положении за моим левым крылом. Примерно через 3-4 минуты он вырвался вперед и исчез. Огненный шар по размеру, форме и цвету напоминал выхлоп из реактивного самолета. Но в 1945 году на Тихом океане не было ни одного реактивного самолета".

Другой американский пилот писал:

"Я летел на задание из Цейлона... 10 августа 1944 года, вскоре после полуночи... В полете участвовало 50 самолетов, заходящих на цель с 2-3-минутными интервалами. Мой самолет летел последним. Вверху была 10-балльная облачность, ниже - разорванные облака. Летели мы на высоте 5000 м., скорость по прибору была 330 км/ч... Правый стрелок и второй пилот доложили о появлении странного объекта в 500 м. со стороны правого крыла. Объект имел сферическую форму, диаметр его был 1,5-2 м; очень яркий, он светился красновато-оранжевым светом. Казалось, что он был окружен гало... Стрелок доложил, что объект снижается на наш эшелон. Казалось, что объект все время вибрирует. Полагая, что это был радиоуправляемый объект, следящий за нами, я провел маневр, изменив внезапно на 90 градусов направление полета и снизившись на 700 метров. Объект следовал за нами примерно в течение 8 минут, держась на расстоянии около 500 м. Вдруг он сделал крутой поворот, увеличил скорость и исчез в облаках над нами".

- А днем эти призраки не встречались?

- Встречались, и не раз. Днем они казались белыми, металлическими, "серебряными". Но металлические объекты в полете кажутся, как правило, темными. Можно допустить, что их собственный свет принимался за отраженный. И действительно, пилоты отмечали: "Заметил диск, вроде металлический, впереди и слегка слева. Он светился в свете солнца, но когда он оказался под облаками, диск продолжал светиться, показав тем самым, что он сам был источником света".

- Интересно. а почему до войны не наблюдали этих явлений?

- Возможны два объяснения. Во-первых, до войны летали значительно меньше и подальше от облаков, поэтому многие эффекты могли пропустить. Во вторых, скорость самолетов, их размеры и их число сильно возросли, и, возможно, в ряде случаев наблюдавшиеся шары появлялись благодаря взаимодействию самолетов с атмосферой. Чем быстрее летит самолет в облаках, тем он сильнее электризуется. Электризация самолета примерно пропорциональна третьей степени его скорости, а электрическая энергия, накапливаемая на самолете - пятой степени. Электрические заряды с самолета стекают через электростатические разрядники, расположенные на концах крыльев, рули высоты и стабилизаторы, но с этих же концов срываются турбулентные вихри, имеющие диаметр 1-2 метра. Эти вихри не затухают в течение нескольких минут после пролета самолета. Круговая скорость вихря на его границе равна нескольким десяткам м/с, причем она вначале возрастает с удалением вихря от самолета. Не исключено, что эти вихри, электризуясь при отрыве от заряженного самолета или под влиянием сильного электрического поля, возникшего по тем или иным причинам в атмосфере, и являются причиной возникновения огненных шаров.

- Тогда в атмосфере может существовать сильное электрическое поле и в отсутствие гроз?

- Это нам надо будет выяснить.

- Почему вы думаете, что эти "истребители-призраки", летающие тарелочки являются шаровыми молниями?

- Американский исследователь Класс, выдвинувший эту теорию, собрал данные наблюдений, когда такие шары, отделившись от самолета, спускались к земле и наблюдались людьми, находившимися поблизости, как обычные шаровые молнии.

- Почему огненные шары повторяли маневр самолета?

- Может быть, потому, что их появление было вызвано самолетом. Во всяком случае, ясно одно: даже рассказы сотен очевидцев надо тщательно проверять и сопоставлять, иначе могут... возникнуть призраки!

(Из книги И. Имянитова и Д. Тихого "За гранью законов науки". М., "Атомиздат", 1980, стр. 4 и 60-65).

Назад