СЕНСАЦИЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ

Сообщение информационного агентства Юнайтед Пресс Интернэшнл, опубликованное на днях многими американскими газетами, выглядело сенсационным.

17 ноября прошлого года члены экипажа грузового самолета "Боинг-747" японской авиакомпании "ДЖАЛ", совершавшего рейс из Ирландии в Токио, заявили, что во время полета над Аляской они видели НЛО (неопознанные летающие объекты) - один большой и два маленьких, которые преследовали их самолет свыше 600 километров.

По словам командира корабля Кэндзю Терауки, 47-летнего пилота с 29 годами стажа работы в авиации, НЛО летели параллельно курсу самолета, а потом внезапно приблизились. Летчики запросили разрешение наземного контроля предпринять необходимые маневры, чтобы избежать столкновения. Такое разрешение им было дано, потому что неопознанный летающий объект появился также на экранах радаров аляскинской станции наземного контроля и авиабазы ВВС США в Элмендорфе, говорилось в сообщении агентства ЮПИ.

Экипаж не испугался таинственных объектов, сказал К. Терауки, а направил все усилия на то, чтобы оторваться от ярких огней. "Боинг" снизился на 1500 метров, начал резко менять направление, совершил полный круг, "однако они все равно следовали рядом с нами". Экипаж был поражен скоростью передвижения НЛО, их способностью быстро менять направление и внезапно останавливаться.

К. Терауки сумел хорошо рассмотреть силуэт основного объекта, когда тот оказался против солнца. "Он был большой, очень большой, - сказал командир "Боинга" корреспонденту ЮПИ, - примерно в два раза больше авианосца. По сравнению с ним наш самолет выглядел крошкой". К. Терауки сделал набросок НЛО, также воспроизведенный многими газетами. На нем изображен предмет, по форме напоминающий гигантский грецкий орех с длинными выступами по бокам. К. Терауки сказал, что он не может дать рационального объяснения случившемуся.

Сообщение агентства ЮПИ подкупало обилием красочных деталей, ссылками на то, что НЛО видели не какие-то любители, а летчики-профессионалы высокого класса. А самое главное - неопознанный летающий объект (предположительно самый большой из трех) был будто бы зафиксирован сразу несколькими радарами на земле.

И все-таки, при непосредственном расследовании, вся эта версия с НЛО оказалась дутой сенсацией. Вашему корреспонденту удалось связаться с Управлением гражданской авиации США (ФАА) и через него - с региональным отделением этого ведомства на Аляске, которое непосредственно разбиралось с происшествием. Дозвониться в Анкоридж было нелегко: как сказала местная телефонистка, "сюда сейчас звонят со всего света".

Представитель ФАА на Аляске Пол Стэки дал мне следующее интервью:

- Что случилось п территории вашего отделения 17 ноября?

- Войдя в воздушное пространство над Аляской, пилот японского авиалайнера сообщил диспетчеру, что видит перед собой какой-то объект, и спросил, не может ли это быть другой самолет. Никакого самолета рядом не должно было быть, но, поскольку диспетчер видел на экране двойной сигнал, он дал пилоту разрешение предпринять любые маневры, чтобы избежать столкновения.

- Значит, НЛО все-таки был зафиксирован на экране радара?

- Нет, как выяснилось, это был ложный сигнал. Мы много раз изучали запись радарных сигналов того дня и вполне определенно установили, что это было так называемое "раздвоение цели", когда мы видим на экране сигнал от корпуса самолета м рядом сигнал от транспондера - электронного прибора на борту, который передает сведения о высоте, скорости и точном местоположении самолета. Такое "раздвоение цели" случается довольно часто в работе авиадиспетчеров.

- Получается, что ЮПИ опубликовало неправильное сообщение?

- Да, это так. Диспетчер видел на экране двойной сигнал, однако в той конкретной ситуации у него не было иного выхода, кроме как серьезно отнестись к словам пилота, тем более, что по случайному совпадении обстоятельств "раздвоение цели" на экране произошло как раз в том направлении, на которое указывал пилот.

- А как же радар на военной авиабазе?

- Опять-таки здесь все сообщено неверно. Журналисты думали, что военная радарная система и радарная система ФАА - это две разные вещи. Но это неправда. И военные, и гражданские диспетчеры на Аляске получают один и тот же радарный сигнал. Это одна система. И военные авиадиспетчеры как раз очень быстро, буквально за несколько минут поняли, что это случайная помеха, и перестали интересоваться этим делом.

- То, что вы рассказали, естественно, подрывает доверие ко всей этой истории.

- Да, это так.

- Но все-таки видели же что-то необычное японские пилоты?

- Да, возможно. Мы долго разговаривали с ними, и все они произвели впечатление разумных людей, опытных профессиональных летчиков, не употребляющих ни наркотиков, ни алкоголя. Капитан очень подробно рассказал о своих впечатлениях, описал пару интересных маневров, которые он предпринял, чтобы избежать столкновения.

- Почему об этом происшествии стало известно только сейчас, через полтора месяца?

- Видите ли, когда речь идет о расследовании, связанном с неопознанными летающими объектами, люди могут подумать, что вы немного не в себе. Поэтому и пилоты, и мы никому ничего не рассказывали, а спокойно анализировали случившееся, пытаясь разгадать загадку. Мы не стремились к особой секретности, но и не хотели кричать об этом на весь мир. Тем не менее накануне рождества об этом как-то узнали в Японии. Мне позвонили из агентства Киодо Цусин, и тут все началось...

- Как вы caми оцениваете случившееся?

- Может быть, это покажется странным, но ничего необычного я здесь не вижу. Во всем мире пилоты время от времени сообщают о самых разных свечениях и неизвестных светящихся объектах, которые они наблюдали в воздухе. Иногда эти явления быстро получают очень простые объяснения, иногда их не удается объяснить из-за недостатка доказательств и нехватки знаний. То, что случилось над Аляской, относится именно к этой категории.

- Вы прекратили свое расследование?

- Мы были бы рады получить любую дополнительную информацию об этом деле, но пока нам не удалось найти ни одного свидетеля и ни одного свидетельства, подтверждающего версию японских пилотов...

Так закончилась эта несостоявшаяся сенсация.

А. БУРМИСТЕНКО. (Соб. корр. "Труда").

ВАШИНГТОН, 7 января.

("Труд", 8 января 1987 г.)

Назад