ОГНЕННЫЕ ПРИЗРАКИ НЕБА

Название статьи выбрано не столько из экзотических соображений, сколько по созвучию с ранней публикацией "Призраки океана". Она была напечатана в 6-м номере "Морского сборника" за 1975 год и посвящена необычным световым явлениям в океане. Здесь же речь пойдет...

Впрочем, чтобы сразу ввести читателя в курс дела, предоставим слово американскому пилоту Чаку Векли, который в ноябре 1964 года совершал рейс по маршруту Нассау -- Майами:

"На пути в Бимини крылья самолета начали слабо светиться голубовато-зеленым светом. Высота была 2400 м. Через пять минут свечение усилилось настолько, что я с трудом видел светящиеся шкалы авиаприборов. Стрелка магнитного компаса начала медленно, но равномерно вращаться. Указатель топлива, показывающий до того половинное заполнение бака, начал показывать, что бак полон. Автопилот внезапно направил самолет по крутой кривой вправо... Все электронные приборы бездействовали или функциоиировали неправильно.

В это время светился уже весь самолет - свечение исходило от самой машины... Я оставил управление и предоставил самолету лететь, как ему хочется. Было ощущение, что самолет управляется какой-то невидимой силой.

Свечение усилилось до ослепительно белого света, который держался около 5 минут, а затем начал медленно гаснуть. Когда свечение прекратилось, все приборы начали работать нормально... Такие случаи бывали и с другими пилотами, но они рассказывали о них неохотно".

А вот похожее свидетельство штурмана А. Г. Зайцева:

"Мы со снижением проходили негрозовую облачность. За бортом потемнело, как будто наступили сумерки. Bдруг мы увидели, как по передней кромке крыла заплясали светло-синие языки пламени высотой сантиметров в 20. Их было так много, что крыло, казалось, горело по всему ребру. Минуты через три огни исчезли так же неожиданно, как и появились, хотя из облачности мы еще не вышли".

Пилоты в этих случаях отделались лишь легким испугом. Но встречи самолетов с огненными призраками часто имеют более серьезные последствия.

В 1981 году самолет, управляемый Борисом Коротковым, неожиданно встретился с огненной сферой диаметром около 5 метров.

"...На высоте 1800 метров... я шел в облаках. Пилотировал по приборам. На высоте 1300 м боковым зрением увидел что-то непонятное вверху. Поднял глаза и увидел шар цвета пламени спички... В центре выделялось более темное кольцо диаметром до 1 м и шириной около 15 см. Шар на каком-то удалении постоянно летел вместе с самолетом, впереди него и совершенно не касаясь обшивки, на расстоянии около 5 метров от моих глаз. Шар не приближался, не увеличивался в размерах и вдруг исчез, исчез на глазах, мгновенно, без следов. Перевел глаза на приборы и понял - неладно с двигателем. Температура и обороты резко упали... и продолжали падать".

До земли оставалось совсем немного, и руководитель полета приказал катапультироваться. Но летчик все же смог запустить двигатель и благополучно совершил посадку, хотя и отказали радиокомпас и счетчик дельности. После посадки работа приборов была восстановлена, но вопрос о природе явления остался открытым.

Еще одна ситуация - вроде бы из другой области. Самолет уже снижался в сторону аэродрома, как вдруг связь с ним прервалась и его отметка исчезла с экрана радиолокатора. Взрыв в воздухе? Но не успели еще спасательные службы покинуть аэродром, как возобновилась радиосвязь и самолет снова возник на экране. После приземления летчики по поводу своего "исчезновения" ничего сказать не могли, но заметили, что перед прекращением радиосвязи за крыльями самолета потянулись огненные шлейфы холодного пламени без дыма.

Все описанные случаи подлинные. Они произошли над территорией СССР и Европы и к Бермудскому треугольнику никакого отношения не имеют. Однако именно эти случаи были приведены в качестве примера воздействия на самолет неких "высших сил" - так, например, комментировал эпизод с Чаком Векли Ч. Берлиц, автор книг о Бермудском треугольнике. Есть и другие фантастические версии. Исчезновение самолета с экрана радара было объявлено дырой в иное измерение, куда угодил самолет, и т. д.

К сожалению, подобные случаи чаще всего остаются лишь на страницах отчетов и объяснительных записок. Многие летчики вообще их скрывают, чтобы не быть заподозренными в категорически запрещенных входах в грозовые облака. Понятно, что, попадая в "массы" в виде "частных сообщений", эти случаи обрастают такими подробностями, что для их объяснения без "высших разумных сил" вроде и не обойтись.

Что же происходит на самом деле? Сразу скажу, происходящее действительно вызывают разумные силы. Только в их качестве выступают не инопланетяне, а... сами пилоты, точнее, вверенная им техника. Доказательства! Пожалуйста.

Начиная с 70-х годов на кафедре экспериментальной физики атмосферы Гидрометеорологического института под руководством профессора Л. Г. Качурина проводились исследования возникающей при полете электризации самолетов. Аналогичные работы вела Главная геофизическая обсерватория (ГГО). Она располагала своим самолетом, у нас его не было, и потому пришлось пойти по пути создания аэродинамических труб, в которых вокруг трехсантиметрового шарика продувался воздушный поток, равный скорости летящего самолета. Кстати, ГГО скоро перешла на исследования электризации и в аэродинамических трубах. Но пока "конкуренты" осваивали трубу со скоростью потока 150 метров в секунду, мы уже добрались до скорости вдвое большей. И здесь начались удивительные вещи.

За несколько секунд шарик заряжался до 15-20 киловольт, и с его поверхности на стенки трубы били маленькие молнии. Вокруг шарика возникало яркое сине-фиолетовое свечение, видимое даже при дневном свете. Измерения показали, что обнаружен самый интенсивный механизм статической электризации. В соответствии с нашими расчетами, всего за несколько минут полета современного самолета в облаке образуются заряды, сравнимые по величине с грозовыми. Другими словами, сам самолет выступает в роли генератора облачного электричества! (Близкие по характеру расчеты, проведенные в ГГО, показали, что мощность современного самолета как электростатического генератора может достигать тысяч киловатт, т. е. уже становиться сравнимой с мощностью его двигателей.)

Конечно, на самолетах есть средства защиты - разрядники, "сбрасывающие" излишки накопленного электричества. Но эффективность их невелика. Ясно, что никакие разрядники не обеспечат сброс огромного избыточного заряда и он начнет "стекать" прямо по корпусу, образуя призрачные голубые шлейфы на лобовой части фюзеляжа и кромках крыльев. Здесь создаются громадные напряженности и могут возникнуть условия для формирования не только обычного молниевого разряда, но и некоего аналога шаровой молнии. То есть огненные шары - это производное самого самолета!

Интенсивный коронный заряд прерывает радиосвязь ю всех диапазонах, включая УКВ. Мощные внешние электрические и магнитные поля, воздействуя на силовую сеть самолета, выводят из строя измерительные и навигационные приборы.

Есть еще проблема - у некоторых пилотов, как и у Короткова, при встрече с огненными призраками останавливались двигатели. Много сведений и об остановке двигателей автомобилей при "пролете НЛО". В недавнем сообщении из Китая говорилось о нарушении работы энергосети и даже об остановке часов у некоторых очевидцев волчкообразного объекта. Можно, разумеется, отнести эти происшествия к мелким пакостям неведомых пришельцев, но можно и попытаться объяснить эту загадку в рамках вышеизложенного.

Прежде всего стоит вспомнить, что мощный коронный разряд является и мощным источником озона и окислов азота - весьма активных окислителей. Наиболее интенсивный разряд на самолете наблюдается с передней кромки крыльев и, соответственно, кромки воздухозаборников двигателей. Продукты разряда, засасываясь в двигатель, изменяют состав горючего и нарушают режим работы двигателя. Кстати, при больших избытках озона не исключена и возможность взрыва.

Еще более уязвимы системы двигателей с электрическим зажиганием. Эксперименты показали, что мощные электромагнитные низкочастотные поля нарушают работу системы зажигания. Подобный эффект возникает и при других условиях сильной электризации, например при песчаных бурях и вулканических извержениях. В одной из своих работ профессор Томского политехнического института А. А. Воробьев отмечает, что "электризация автомашин при их движении в потоке пыльного сухого воздуха наблюдалась настолько сильная, что прекращала работу систем зажигания вследствие тихих разрядов...".

Итак, появление огненных призраком можно-таки объяснить с научной точки зрения, К сожалению, информация об исследованиях не всегда доходит до тех, кто больше всего в ней заинтересован. Например, еще десятилетие назад по просьбе летчиков мы составили нечто (роде "инструкции по поведению" при встрече с аномальными атмосферными явлениями (ААЯ). В свою очередь в ГГО в 1984 году было выпущено методическое письмо о причинах статической электризации самолетов тиражом, кстати, достаточным для снабжения всех пилотов, включая сельхозавиацию. И что? Недавние беседы с пилотами показали, что в большинстве аэропортов страны об этих документах даже не слышали. Целенаправленная информация так и не дошла до потребителя.

А ведь "призраки" отнюдь не безопасны. Они воздействуют на радиотехнические средства и силовые установки и для непосвященного являются тем самым чем-то разумным. А что говорить тут о неискушенном земном наблюдателе? Ночью, когда сам самолет не виден, огненный объект с мигающими цветными огнями, имеющий, судя по звуку, двигатель и движущийся в воздухе, будет представляться "истинным НЛО"...

Читателю может показаться, что автор поставил перед собой задачу еще одним способом объяснить природу НЛО (или, если хотите, ААЯ) как результат обычного техногенного воздействия на атмосферу. Сразу признаюсь, что имею обратную цель. Жизнь показала, что эта проблема не может быть сведена только лишь к оптическим иллюзиям Мензела, дисковым облакам Монина и Баренблата, и тем более к "запусковым эффектам" Мигулина и Платова...

Бесспорно, проблема НЛО гораздо шире и именно поэтому вызывает пристальный интерес. Слишком велика ее социальная значимость в общечеловеческом плане. Бог с ним, снежным человеком или Лох-Несским чудовищем. Если их обнаружат, появятся еще две записи в Красной книге, возможно, придется пересмотреть некоторые биологические аспекты. Но если пришельцы действительно посещают Землю, но игнорируют ее коренных обитателей... Об этом даже думать не хочется. С этой точки зрения вполне объяснима страусовая политика тех, кто заявляет, что пришельцев нет и быть не может. Просто они не желают, чтобы такое происходило на самом деле.

Не затрагивая проблему в целом, хочу остановиться лишь на некоторых организационно-методических вопросах. Но для начала информация, что называется, к размышлению.

Один из американских президентов в ходе предвыборной борьбы обещал, что, придя к власти, он рассекретит всю информацию об НЛО. Поселившись же в Белом доме и ознакомившись с этой информацией, он ее еще более засекретил.

В тексте договоре ОСВ-1 был пункт о взаимном обмене между СССР и США информацией о НЛО. И вовсе не из обоюдного любопытства. Если нечто со сверхзвуковой скоростью и на большой высоте свободно пересекает границы государств, разделенных не военные блоки, и при этом фиксируется на экранах радаров ПВО... Что из этого может выйти, догадаться нетрудно.

В нашей печати почти не упоминается (лишь однажды это прозвучало в "Юном технике"), что одной из подоплек создания СОИ были многочисленные требования американцев во времена "тарелочного бума" 7О-х годов принять решительные меры против пришельцев. Те, дескать, свободно разгуливают над и на территории США, останавливают автомобильные м самолетные двигатели и даже совершили в 1955 году налет на фермерский дом в Келли, заставив отступить восемь его вооруженных обитателей...

В Соединенных Штатах все сведения об НЛО. переданные надежными свидетелями, поступают в такие центральные органы, как ЦРУ. Агентство национальной безопасности и Военно-космическое командование. Есть в США и "коммандос" - нечто вроде сил быстрогo космического реагирования на тот случай, если пришельцы перестанут лишь наблюдать за земными событиями и начнут активно в них вмешиваться.

Согласитесь, эта информация говорит о том, что проблему НЛО в мире рассматривают вполне серьезно. И тем естественней вопрос; а как с этим у нас?

Начну с собственного ведомства. Почти десятилетие назад в Госкомгидромете была выработана инструкция по наблюдению за НЛО, в которой определялся порядок соответствующей информации в вышестоящие органы. Головными организациями пo этой проблеме были назначены Ленинградский НИИ Арктики и Антарктики и Обнинский институт прикладной геофизики. Кроме того, все метеостанции на территории СССР, кроме штатных метеоприборов, снабдили измерителями радиации, которые включались, если ААЯ имело явно техногенный характер. При этом персонал станции получил право в случае обнаружения ААЯ немедленно оповещать штабы ГО и прочие заинтересованные организации. И этим правом метеорологам не раз приходилось пользоваться. Например, при наблюдении над территорией СССР аномального явления в 1981 году. Приведу три сообщения об этом случае из архива Северо-Западного управления по гидрометеорологии (наблюдения велись профессиональными наблюдателями).

Аэропорт "Пески", диспетчер ВРДП Цветков Н. А.:

"Видел шар оранжевого цвета (свечение менялось), вокруг шара сильное голубое свечение типа ореола. Наблюдалось в 01.45 в северной части горизонта, угловая высота - 30 градусов, размер - 3 градуса (в шесть раз больше солнечного диска! - В. П.). За АЯ тянулся шлейф типа следа за самолетом. Звука не было... Внутри шара отмечен крест нитей... на концах отмечалось свечение типа бортовых огней самолета. Затем от шара отделился объект меньшего размера. Большой объект превратился в волчек и сместился под углом 90 градусов, объект меньшего размера... продолжал смещаться к северу и затем исчез".

Смоленская область, г. Сычевка. Свидетель - Данилов А. А.:

"Около 2 часов ночи увидел поднимающийся из земли столб белого дыма, а затем над дымом стал образовываться огненный шар, он увеличивался в размерах, от него отделилась как бы звездочка и полетела вверх, а шар стал расплываться по небу и получилось как бы облако свинцового цвета".

г. Калинин. Свидетели - работники метеостанции и жители города:

"В 2.30 позвонили с ж.-д. станции и сообщили, что в 1.30 ...к востоку летел огненный шар, впереди перед ним образовался черный квадрат в котором появилась светящаяся точка. От нее отходили две ветви. Светлая точка... постояла и скрылась в образовавшемся облаке красного цвета".

Согласитесь, достаточно точные описания. Вот только чего? Этот вопрос остается открытым.

Одновременно с созданием службы наблюдения были образованы ряд общественных комиссий по НЛО - при Всесоюзном научно-техническом обществе (ВСНТО), Географическом обществе и т. д.

Наиболее уважаемая, обычно называемая центральной, комиссия по АЯ работает под руководством астрофизика члена-корреспондента АН СССР В. С. Троицкого. Ее адрес - Москва, а/я 764.

Есть академическая комиссия. Возглавляет ее директор Института земного магнетизма и распространения радиоволн АН СССР член-корреспондент АН СССР В. В. Мигулин. Приказ заниматься проблемой члены этой комиссии получили "сверху", никакого интереса к ней не проявляют. Ее представитель кандидат физико-математических наук Ю. В. Платов любит по любому поводу выступать в печати, упорно придерживаясь одной версии - никаких НЛО нет, все это - "запусковые эффекты" (как будто проблема возникла в 1957 году!).

Пожалуй, позиция Платова совпадает с позицией всей академической комиссии - НЛО не существует. И потому в противовес ей в Москве возник целый ряд других комиссий при различных организациях. Между собой они почти не контактируют, единственное, что их объединяет, это резко отрицательное отношение к комиссии академической.

Активно работают комиссии в других регионах, особо следует отметить украинскую, эстонскую и ленинградскую. Подробнее расскажу о последней, с которой мне приходилось сотрудничать в качестве эксперта по аномальным атмосферным явлениям.

Возглавляет ленинградскую комиссию А. И. Мордвин-Щедро. Работают в ней много энергичных молодых ученых, которые все свое свободное время отдают этой проблеме. Вместо отпуска ездят на "места посадок", переводят многочисленную западную литературу по этой тематике, перевели даже книги Берлица о Бермудском треугольнике.

Пожалуй, самый большой любитель фантастики был бы полностью удовлетворен, если бы прочитал план работы комиссии на этот год. Здесь и исследования "зоны" под Выборгом, где, по словам очевидцев, "все в точности по "Сталкеру", и изучение "базы пришельцев" под Лугой, и расследование случая "посадки корабля" в глухой деревне в Карелии...

Ну а как же с главным вопросом: были на Земле гости из космоса или нет? На мой взгляд, наиболее точно и корректно на этот вопрос ответил кандидат физматнаук Л. М. Гиндилис на Всесоюзном симпозиуме "Поиск разумной жизни во Вселенной" (Таллин, 1981 год);

"Большой остротой отличается проблема посещения Земли в настоящее время. В представлении многих эта проблема связана с НЛО. Зачастую между этой проблемой и проблемой CETI (связи с внеземными цивилизациями) ставится знак равенства. Между тем таное отождествление неправомерно, ибо в своей исходной точке перед нами разные проблемы.

Если СЕТI с самого начала ставится как проблема поиска внеземных цивилизаций, то проблема неопознанных летающих объектов (НЛО) - это проблема изучения определенного класса явлений, наблюдавшихся преимущественно в земной атмосфере. Некоторые черты этих явлений позволяют предполагать их разумную природу. Но это пока остается недоказанным. Еще менее обоснована гипотеза, связывающая НЛО с межзвездными кораблями. До тех пор, пока вопрос остается открытым, объяснение неопознанных объектов одной из предлагаемых гипотез (в том числе и "внеземной" гипотезой) едва ли можно считать корректным.

С другой стороны, трудно согласиться с точкой зрения, по которой "внеземная" гипотеза по самой своей сути является неправомерной и должна быть безоговорочно отброшена. Это тоже совершенно необоснованная точка зрения. Внеземная гипотеза имеет такое же право на существование, как и остальные гипотезы. Каждая из них должна быть критически рассмотрена.

Пока вопрос о природе этих явлений остается открытым, мы не можем отождествлять их с какой-либо гипотезой, либо запрещать обсуждение той или иной гипотезы". (Гиндилис Л. М. Поиск разумной жизни во Вселенной //Земля и Вселенная, 1982, № 4, стр. 56-57. - М. Г.)

Итак, что же изменилось за прошедшие семь лет? В какой-то степени они порадовали сторонников "внеземной" гипотезы. Но оппоненты крайне недоверчивы. Их не убедишь ни рассказами очевидцев, ни фотографией, ни даже киносъемкой. Захватить же "живьем" ни одного пришельца пока не удалось. Да и вряд ли удастся, ибо комиссии прибывают на место происшествия спустя месяцы, а то и год. Рекорд здесь принадлежит профессору Хайнеку. После рапорта полицейского патруля о посадке НЛО он прибыл на место спустя 5 дней. Конечно, он никого и почти ничего не обнаружил. Хотя, застань он пришельцев, кто бы ему поверил?

Да, внеземная гипотеза по-прежнему считается "ненаучной". А жаль. Истина, как известно, рождается только в споре. И отметая одну точку зрения, какой бы "безумной" она ни казалась, мы отнюдь не приближаемся к познанию белых пятен науки.

В. ПСАЛОМЩИКОВ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник кафедры экспериментальной физики атмосферы Гидрометеорологического института.

("Ленинградская правда", 15 и 16 октября 1988 г.)

Назад