НЛО? ГОРАЗДО ПРОЩЕ!

Это случилось в Ленинграде. 11 апреля 1982 года на рассвете - в 4 часа 35 минут В. Кирюхин на "Волге" въехал со стороны Васильевского острова на мост Лейтенанта Шмидта. Внезапно в воздухе перед автомобилем зависла "лампочка", от которой конусом падал пучок мощного света. Провисев около минуты, "лампочка" резко направилась вверх и скрылась в тумане. В небе остался лишь светящийся пурпурно-зеленый след.

Другое явление летом 1977 года по дороге из Мечебилова в Краснопавловку (Харьковская область) вблизи канала наблюдал А. Рябухин, шофер из Ворошиловграда. В тот день было пасмурно и душно. Вдруг перед самым автомобилем возник ярко светящийся объект, который издавал не выносимо громкий треск. Водитель лишь успел остановить автомобиль и тут же потерял сознание. В больнице обнаружили у него разрыв барабанной перепонки.

И последний пример. 26 ноября 1977 года около 19 часов 30 минут инженер А. Вашкис и пассажиры его "Волги" на шоссе Кретинга - Паланга увидели загадочное "существо" неправильной формы величиной не более 20 сантиметров. Оно, словно плывя, медленно пересекало шоссе. Сверху было черным, по краям красно-кирпичного цвета. Пропустив его между колес автомобиля, водитель остановился и оглянулся, "существо" как ни в чем не бывало продолжало двигаться над дорогой, но теперь уже в обратном направлении.

Прочитав это, возможно, кто-то и воскликнет: "Вот видите, все подтверждается, неопознанные летающие объекты существуют!" Скептик иронически улыбнется: "Чепуха! Результат больного воображения, переутомления или всяких там миражей".

Не желая обидеть ни тех, ни других, скажу: ничего неправдоподобного в описанных случаях нет. Речь идет о разновидностях молний. В первых двух случаях - шаровой, в третьем - черной. Изучением таких объектов (а они и в самом деле по большей части летающие и до конца еще не объясненные) вот уже более тридцати лет занимается наша лаборатория физико-химических и радиологических исследований НИИ общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР.

Обе молнии, прямо скажем, явления довольно редкие. И тем не менее от встречи с ними никто не застрахован. А незнание особенностей их поведения, помноженное на разного рода слухи (типа "это инопланетяне!"), во многих случаях приводит к серьезным дорожно-транспортным происшествиям.

Со страниц различных изданий о шаровых молниях рассказано немало. А что же представляют собой черные молнии? И может ли молния быть несветящейся? Оказывается, да. Описания подобных явлений мы находим еще в рукописях античной эпохи, в научных трудах, опубликованных сто и двести лет назад.

Черная молния и в самом деле не излучает света и совершенно непрозрачна. Именно по этой причине встреча с ней требует повышенного внимания. Обычно ее принимают за низко парящую птицу, промасленную тряпку или комок грязи, нередко за небольшого раздавленного зверька. Иногда черные молнии медленно перемещаются вдоль дороги.

Многое в природе черных молний пока еще неясно, и все-таки кое-что о них уже известно. Вот одна из теорий их образования. В результате длительного действия солнечного излучения, космических лучей, электрических полей облаков, линейных молний и прочих физико-химических факторов в воздухе образуются химически активные частицы, положительно и отрицательно заряженные ионы и аэрозоли. При определенных условиях эти частицы могут концентрироваться сначала в ядра конденсации, а затем и в молекулярно-аэрозольные конгломераты. Накопившиеся в них химически активные элементы в состоянии реагировать между собой, разогревая вещество и превращая его таким образом в шаровую молнию, способную автономно перемещаться, поджигать материалы, расплавлять металлические изделия и даже взрываться.

Наблюдения над черными молниями показывают, что их энергия ничуть не меньше энергии шаровых молний, и обе они нередко возникают почти сразу же после удара обычной линейной молнии. Причем если шаровые молнии могут существовать не более двух минут, то черные намного дольше.

Черные молнии часто оседают на различных поверхностях или предметах, плохо заметны днем и почти не видны ночью. Из всего этого следует, что они представляют собой определенную опасность как для водителя и его автомобиля, так и для автозаправочных станций и других сооружений.

Однако переоценивать их вряд ли разумно. Как показывают многочисленные наблюдения, большая часть тяжелых последствий, наступивших в результате взаимодействия пришельцев с неба с автомобилями, связаны не с действием самой молнии, сколько с действием человека, с паникой, страхом, возникающими в результате его неподготовленности, с суеверием и склонностью некоторых к преувеличениям.

Водителям уже давались практические рекомендации и по защите автомобиля от шаровых молний (об этом, в частности, писал и "За рулем" в № 1 за 1981 год). При встрече с черной молнией еще в большей степени надо избегать лобовых, как наиболее опасных, соударений. При ее появлении следует по возможности быстрее остановиться и поднять боковые стекла. Такая мера позволяет избежать взрыва и пожара.

Особо повышенного внимания требуют осевшие черные молнии. Поэтому избегайте наездов на подозрительные предметы. Причем если в случаях встречи с шаровой молнией важно продержать ее в зоне внимания не более двух минут (за это время молния успевает рассыпаться), то в случаях с черной опасную ситуацию следует контролировать значительно дольше.

В заключение хотелось бы сказать, что каждый человек в некоторой степени склонен к мистификациям и, пусть исподволь, но желает встречи с чудом. Однако не следует вопреки здравому смыслу искать его там, где его нет. Как и быть беспечным или терять присутствие духа. Мы имеем дело здесь с чисто природным явлением. Хоть и редким, но все же способным принести неприятности. И всегда там, где психологически и практически человек не подготовлен к встрече с ним.

М. ДМИТРИЕВ, доктор химических наук

("За рулем", 1988, № 7)

Назад