НАСКА: НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА

Автомобиль мчится от перуанской столицы Лимы вдоль берега океана, минуя пустынные песчаные равнины, зеленые оазисы речных долин, пересекает невысокие горные кряжи - отроги могучих Анд, словно смиряющих здесь свою гордыню перед не менее могучей океанской стихией. Где-то на середине четвертой сотни километров окрестности становятся серыми и непривлекательными. Палящий зной усиливает убаюкивающий эффект однообразной дороги.

Но вот дорожный знак: большой, прямоугольный, зеленый. Такие ставят перед населенными пунктами. Но вокруг на сколько хватает глаз - ни единого домика. Приближаюсь, читаю надпись: "Линии Наски". Невероятно! Как просто и буднично выглядит этот зеленый щит, а сколько стоит за двумя написанными на нем словами: вот она, загадочная пустыня Наска! Сколько рассказано о ней невероятного, захватывающего дух. А тут... примитивный дорожный знак и тайна, простирающаяся прямо от подошв ботинок до самого горизонта.

Но где же знаменитые линии и рисунки? Чтобы получить Полное представление о них, надо подняться в воздух, полетать над пустыней.

В свой приезд я подружился с молодыми пилотами из местного отделения авиакомпании "Аэрокондор", обслуживающей туристов. Узнав, что перед ними журналист, да еще к тому же "графико" (снимающий), они, посоветовавшись, предложили мне снять с авиэтки дверь, чтобы я смог сделать снимки не через мутный пластик окна. а напрямую. Дверь сняли, я уселся в кресло, застегнул ремень безопасности и поднялся в воздух!

Пилот попался лихой, знавший пустыню, как свою ладонь. Он точно выходил на самые интересные, хорошо видные сверху фигуры, подлетел к ним так, чтобы мне было легче сфотографировать их. Вот рисунок "кита", за ним - "тарантул", "колибри", "обезьяна". "крокодил", "попугай", а вот на склоне невысокой горы - изображение "космонавта", приветливо машущего рукой. Тут же вспомнились диковинные рассказы и гипотезы о пришельцах из других миров, об их космодромах, о запрятанных под землей и до сих пор оказывающих влияние на пустыню их энергетических комплексах, об исчезнувших в ночи тысячелетий континентах и цивилизациях.

Самое интересное, что после полученных в полете впечатлений невольно начинаешь верить подобным рассказам. И поначалу, признаюсь, я скептически воспринимал рациональные объяснения "тайны пустыни Наска", которые дала мне Мария Райхе, ученая-математик, посвятившая всю жизнь исследованию этого феномена. Немка по происхождению, она появилась в Перу в конце 30-х годов и с тех пор бескорыстно и самозабвенно бьется над раскрытием этой Загадки прошлого нашей планеты. Она совершила два подвига - изучила пустыню и сохранила ее для человечества. На деньги, получаемые от продажи ее книги о Наске, она содержала мотоциклистов, охранявших заповедную зону от вторжения чересчур любознательных туристов, от намерений устроить там "сенсационные" авторалли или мотопробеги. Поверхность пустыни легко ранима. Ее основа - светлые известково-гипсовые породы, слегка присыпанные сверху бурыми камешками. Пройди по ней, шаркая ногами, и след останется на века, ведь здесь не бывает ни дождей, ни ураганов. В этом и секрет сохранности таинственных линий и рисунков.

За более чем 40 лет удалось ей открыть немало, но сама она считает, что в исследовании Наски сделаны лишь первые шаги. Мария отвергает в доказывает несостоятельность всех домыслов о "внеземном" происхождении рисунков и линий пустыни. Древний народ, считает она, заложил в них математически зашифрованную календарную и астрономическую информацию, отражающую его взгляды на мироздание. В отдельных случаях допускает и иные толкования предназначения рисунков, например, ритуальные, связанные с характером производственной деятельности живших здесь людей и т. д.

Нашла она и меру длины, которой пользовались древние "художники". Однажды, произведя с ее помощью расчет одного из рисунков, подобия луковицы в разрезе, она сделала открытие: оказалось, что в суммарной длине радиусов кривых, составляющих внешнюю линию рисунка, она укладывается ровно 365 раз. Такой же расчет внутренней линии рисунка дал число "354". То есть числа дней солнечного и лунного годов! Это был своего рода "ключ" к разгадке многих тайн рисунков. Кто ведал этой и другими тайнами - жрецы, вожди? На рисунках керамики культуры Наска не раз встречаются изображения людей с обрезанными языками. Не так ли обращались с теми, кто знал, но не имел права рассказать о секторах пустыни Наска?

Но и Мария знает кое-какие тайны, которые, судя по всему, уйдут вместе с ней. Как-то в разговоре со мной она обронила: есть в пустыне точка, где компас "сходит с ума". Когда же я полюбопытствовал, где же это находится, она покачала головой: "Не обижайтесь, но, если я его обнародую, пустыне придет конец. Затопчут!"

Надо ли говорить, с каким нетерпением и трепетным волнением я ждал из проявки снятые в Наске пленки. Но, получив их, пришел в ужас: все они были либо бледными, либо слишком темными, с едва различимыми очертаниями лишь наиболее контрастных деталей. Благодаря дружбе с ребятами из "Аэрокондора" мне удалось еще трижды полетать над пустыней. Но черная полоса фотонеудач упорно преследовала меня. Это невезение я отнес к еще одной, так мною и не разгаданной, тайне пустыни Наска.

А. КАРМЕН (Корр. АПН - по заказу "СИ"), Наска-Монтевидео.

("Социалистическая индустрия", 14 января 1989 г.)

Назад

задумываться над смыслом жизниДанную им создателем Волю