Михкель Йыэвеер, Теофилус Тынниссон

ОГНЕННЫЙ ШАР В ЗИМНЕМ НЕБЕ ЭСТОНИИ

«Такого красивого зрелища на небосводе я никогда в своей жизни не видела... и не увижу, наверное. Это было так прекрасно, что я не смогла пойти в другую комнату и сказать: "Идите смотреть на чудо, как становится светлой темная ночь!»

Хильда Мэги (Иисаку)

Это случилось 11 февраля 1976 года около 19 часов вечера. Был прекрасный зимний вечер, безоблачное небо, мороз и снег. Люди еще были на улицах. Кто спешил в кино, кто катался на лыжах, кто шел по хозяйственным делам.

Неожиданно на небосводе появился огненный шар, который был так ярок, что только в Эстонии его видели многие тысячи людей - очевидно, все, кто в этот момент находился под открытым небом. Но он был виден также и тем, кто сидел в кресле или лежал в кровати, если окна выходили на восток.

Через несколько минут стали звонить телефоны Тыравераской обсерватории - возбужденно и нетерпеливо очевидцы хотели узнать, что они наблюдали?

Сразу невозможно было ответить что-либо определенное, нужно было распросить людей, что они видели? Сообщения были очень противоречивые и после десятого телефонного разговора картина было более неясной, чем после первого. Но одно было ясно, что наблюдалось необыкновенное явление, для понимания разгадки которого требуется больше свидетелей.

В ответ на опубликованный в газете "Эдази" вопросник "Куда упал болид?" (Эйнасто, 1976) в Тыравере поступило около 300 писем. Во многих из них были подробные описания явления, рисунки, схемы и даже фотографии. Много материалов направили к нам редакции газет, журналов, радио и телевидения.

Большинство из писем содержало данные о явлении 11 февраля. Лишь в паре случаев были описаны увиденные в это время осветительные ракеты и самолеты. Письма поступали изо всех районов Эстонии, но больше из восточных. Меньше писем было из Западной Эстонии, которая осталась вдали от событий и где меньше распространена газета "Эдази". Писали как старые, так и молодые, начиная от учеников 4-го класса. Писали студенты, учителя, преподаватели, шоферы, трактористы, электрики, работники торговли, почтальоны, рыбаки, шахтеры, экономисты, полеводы, архитекторы, скульпторы, писатели и хирурги. Около 70% писем прислали мужчины.

В письмах обсуждался вопрос о происхождении явления 11 февраля. Было ли пролетевшее тело искусственным? Или его полет обладал признаками характерными для движения естественного тела?

Составители настоящего очерка полета огненного шара не видели. С одной стороны это недостаток, так как "свой глаз - алмаз!", с другой стороны это, вероятно, облегчило возможность разобраться в явлении и систематизировать чужие описания, так как в отношении всех данных мы были свободны от предвзятости, чего не было бы у непосредственного наблюдателя. Ниже приводим характернейшие выдержки из писем очевидцев и свою версию о сущности происшедшего явления.

Огненный шар по описаниям очевидцев

«11 февраля 1976 года в 18.50 мы шли по диагонали площади Красных Стрелков к остановке троллейбуса. На середине площади вдруг заметили над зданием Академии Наук на бульваре Эстонии необычное светящееся тело, которое двигалось с северо-запада, т.е. появилось со стороны концертного зала "Эстония", пролетело над зданием Академии в сторону бульвара Ленина (1 и 2 чертеж). Мы наблюдали эту удивительную картину примерно полторы минуты, пока прошли площадь и движущееся тело не скрылось за домами бульвара Эстония.

Увиденный нами предмет был сравнительно большой, с площади на фоне звездного неба он был примерно как одна неоновая буква на крыше отеля "Виру". Тело летело, на наш взгляд, медленно и низко, не так как реактивный самолет в вышине, а как обыкновенный, приготовившийся к приземлению, самолет.

Никакого шума или звука это тело не производило, мы по крайней мере не слышали. Линия полета тела не была падающей, а шла прямо или даже с подъемом.

По форме тело выглядело угловатым, но не плоским, не круглым и не сплюснутым. Поражало своеобразие свечения тела, особенно сияние его хвоста.

Основной корпус двигавшегося тела сверкал слегка желтоватым электрическим светом. Совершенно удивительным и приковывающим взгляд был хвост этого явления. Хвост не был длинным или узким, а был широким и тупым. Хвост был резко очерчен. Он заканчивался обрубком, а не острым концом. Сразу за движущимся телом хвост был, как сверкающая белая, крутящаяся и клубящаяся дымовая пена, примерно такая же, как бывает дымовая полоса за реактивным самолетом. Удаляясь, этот сверкающий дым превращался, образовывал сплетение искрящихся нитей. Несоменно, что хвост являлся чем-то газообразным, не плотным. Самым впечатляющим было лиловато-синевато-белое, похожее на свет молнии, очень светлое сияние хвоста. Казалось, будто по бокам этого тела прикреплены гигантской силы юпитеры - прожекторы, которые освещали хвост. В любом случае свечение этого тела и его хвоста было необыкновенной окраски.

Мы смотрели на движущееся по небу светящееся явление и не могли найти ему объяснение. Вернее, мы просто рассуждали, что у кометы мог бы быть такой хвост, но как может хвост тела быть так ярко освещен, если какая-то штука, похожая на прожектор, виднеется вовсе не на носу тела. Естественным небесным телом это сверкающее, сияющее и очень своеобразное, угловато-ребристое нечто мы признать не могли. Думали, что это какое-нибудь искусственное тело, либо новый летающий аппарат, воздушный корабль или ракета, тем более, что тело летело в сторону аэродрома и на его боку были видны даже будто освещенные изнутри окна.

Таким нам показалось это небесное тело. Зрение и слух у нас в порядке и нормальные».

М. Муст, Е. Рийкая (Таллин).

«11 февраля 1976 года, вечером, за несколько минут до 19.00 я ходил за газетой. Небо было совершенно ясное, светила Луна. Вдруг я заметил в северной части неба движущийся с невероятной скоростью ком пара, который сразу заполыхал. Языки были красные, очень похожие на пожар. Из языков пламени показывался ясно очерченный контур переднего конца круглого тела. Середина и конечная часть были не видны, они покрывались пламенем и жаром раскаленных газов.

Сначала я подумал, что какой-то искусственный спутник (тело) попал в атмосферу и теперь сгорает. Но пламя исчезло в течении 3-4 секунд. Только одинокие красные языки вспыхивали еще спереди, обнаруживая верхнюю часть тела. В этот момент я увидел, что тело не было раскаленное и светящееся, но темно-серое, как железо в свете электросварки.

Спереди оно было круглое, размером с волейбольный мяч, сверху чуть округлое, сзади суживающееся. Снизу тело не было освещено и потому не было видимо.

Затем сзади тела вытянулся красный и сияющий хвост, края которого были прямолинейные. Спереди хвост был очень узкий и очень светлый, сзади расширяющийся и немного бледнее. В средней части перемещались лиловый и белые тона. Два раза в середине хвоста зажигались синенькие звездочки, как искры у бенгальских огней. У меня была великолепная возможность наблюдать с обрыва открытой горы. Тело пронеслось мимо меня горизонтально примерно под углом в 65о по отношению к Земле. Я старался за это время получить как можно больше информации, т. к. тело неслось быстро и видна была только средняя часть неопределенных контуров.

В несравненно красном хвосте временами вспыхивали звездочки, на темном боку тела пару раз вспыхивали три расположенные подряд светлых пятна, как будто тело горело изнутри (рис. 3). Еще пара секунд, сияющий хвост исчез на востоке и это было все.

Для моего возраста у меня очень хорошая дальнозоркость, читая пользуюсь очками».

А. Раянду (из-под Эльвы).

«Я находился поблизости станции Таллин-Нымме. Объект летел приблизительно между станциями Нымме и Рахумяэ со стороны зданий ТПИ. Высоту полета можно считать равной 1-1,5 км. Время суток 18.55 +- 2 мин. Крыльев не видел, т. к. были сумерки, но тело было похоже на самолет или дирижабль.

Сзади из двух выхлопных труб в хвосте самолета выходил огненный пульсирующий поток. Достаточно длинное облако искр поднималось вверх примерно на 5-8 метров. Спереди облако било светлее, сзади раскаленно красное. Картина напоминала сноп искр при обработке металла (при сварке). Тело имело скорость стартующего, берущего высоту самолета. Соответственно между пульсациями снопа лучей можно было заметить едва уловимое торможение или увеличение скорости тела. Шума не было слышно, скорее слышался какой-то шорох. Увиденное в сумерках попробую нарисовать по памяти (рис. 4).

Впереди потоков пламени начинался ряд освещенных окон, я принял их за иллюминаторы пассажирского самолета. Свет в окнах не пульсировал, а если и да, то очень мало, отражая снопы лучей выхлопных труб. Впереди тела, примерно 0,25 всей длины, была темная коническая часть, в которой не было окон.

Величина и сила пульсирующих потоков была различна, но это только предположение».

А. Тоома (Таллин).

«11 февраля 1976 года, вечером, чуть раньше 19 часов я заметил в Нымме (на карьере Хийуского болота), когда катался на лыжах, тело, медленно летящее приблизительно с северо-востока и двигавшееся на юго-запад.

Тело было в моем поле зрения около 3-4 минут. Внимание привлекло необычное свечение вокруг конечной части тела. Бросался в глаза правильный ряд источников света на боку этого тела. Присмотревшись пристальнее, заметил, что свечение исходило от тянувшихся назад тонких снопов параллельных лучей света (числом около двадцати), которые, дробясь в облаках газа или пара или тумана вокруг тела, казались яркими голубыми искрами. Источники излучения снопов света были не видны. Такая же картина, но гораздо в более слабой степени, наблюдалась и вокруг передней части тела. Свет ряда огней на боку тела был желтоватый - сами источники квадратными. Корпус летящего тела имел бронзово-коричневый тон.

Корпус тела был очень слабо освещен, поэтому от фона небосвода отличался по тону света. Газы вокруг задней части тела клубились медленно двигавшимися извивами. Когда я оказался позади траверза тела, стал виден голубой источник света круглой формы, который (предположительно) находился выше контура тела.

Известные бортовые огни (зеленый, красный) не были видны. Приняв ряд огней на боку тела за окна самолета, подсчитал, что скорость его движения была меньше, чем 200 км/час, а высота полета от 400 до 600 метров. Траектория тела в поле моего зрения была прямой. Высота над горизонтом в кульминации приблизительно 20°. Тело прошло мимо меня с восточной стороны.

Так как тело имело сигарообразную форму, несущих плоскостей я не мог обнаружить, то я решил, что имею дело с дирижаблем. Это подтвердила и малая скорость тела. Удивляла только малогабаритность тела по сравнению с размерами светильников, принимаемых за окна.

По моему мнению, принять это явление за болид нельзя - слишком много признаков технического происхождения тела.

Прилагаемый рисунок (рис. 5) не претендует, конечно, на фотографическую точность, но на запечатлевшуюся в памяти картину очень похоже».

Х. Халлисте (Таллин).

«11 февраля 1976 года, около 19 часов, видел на небе приблизительно в течение 15 секунд светящееся тело.

Сперва я увидел мутно желтое пятно, размером намного меньше Луны, которое довольно быстро двигалось по небу с северо-запада на юго-восток. Во время движения пятно превратилось в нечто подобное ракете, длиной в один метр, серовато-блестящего цвета, у которой сзади образовался огненный хвост длиной 1,6 метра. Когда, удаляясь, это видение исчезло, снова образовалось желтое пятно, которое скрылось за лесом».

М. Аллик (Рапла).

Самолет ли?

Несмотря на различие в деталях, во многих описаниях есть общая черта - явление было похоже на горящий самолет.

Одним его вид только напоминал горящий самолет, другие наблюдатели просто воспринимали объект, как низколетящий самолет, который упал на расстоянии нескольких километров за лесом. Многим скорость и высота полета тала казалась такой же, как у самолета. Таким образом, на первый взгляд получается не противоречивая система - три характеристики: внешняя форма, скорость движения и высота полета тела сходятся с самолетной.

Многие наблюдатели отмечают, что после того, как они отождествили явление с самолетом, интерес к нему пропадал. В самом деле, зрелище самолета взрослому человеку могло представлять интерес полстолетия назад, но не в 1976 году. Но действительно ли был этот объект самолетом?

Надо сразу сказать, что определение расстояний до предметов, находящихся над горизонтом, также определение высоты, скорости и величины угла удаленных предметов, особенно в сумерки или ночью, совершенно субъективно и непосредственным впечатлениям, пусть даже многих людей, здесь вообще доверять нельзя. Но в данном случае это не требуется. Гораздо более достоверно определить расстояние и другие характеристики объекта по тому, когда и в каких направлениях видели полет огненного шара наблюдатели в различных местах Земли.

Направление, время и продолжительность полета

По мнению очевидцев, путь летящего тела был близок к прямой. В общем, единомыслие царит и в отношении направлении полета. Большинство очевидцев предлагают направление северо-запад - юго-восток.

Усредняя данные по определению направления полета, мы считаем, что есть основание верить, что в ориентировке между частями света особого субъективизма нет. Определение направления полета как направление с севера на юг или как направление с запада на восток можно считать, как единственную расплывчатость результатов наблюдения полета с северо-запада на юго-восток (вне дома, особенно ночью, ошибка в несколько градусов естественна, к тому же часть наблюдателей, несомненно, указала направление лишь по отношению к северу). Таким образом, полет был параллелен направлению Таллин - юго-восточная Эстония.

Сколько потребовалось времени, чтобы тело преодолело пространство Таллин - юго-восточная Эстония (около 200 км)? На шестом чертеже приведено время, когда огненный шар видели жители Таллина (А) и жители районов Пыльва, Валга и Виру (Б). Видим, что если и есть разница, то только в пределах нескольких минут. Если за максимум времени пролета тела ваять 5 минут, то получим минимальную скорость пролета огненного тела равной 2400 км/час, т.е. двойную звуковую скорость. Но подчеркнем, что это только минимум скорости. По статистике данных времени вполне допустим вариант, что явление наблюдалось как в Таллине, так и на юго-востоке Эстонии (конечно, как и везде в Эстонии) почти одновременно в 18.50.

В таком случае скорость объекта, конечно, была значительно больше (ниже увидим, что так оно и было). Кроме того, наши часы на руке или в кармане не очень точно показывают время, частенько "врут" на 4-5 минут, а кое-где, может быть, и больше.

Большинство очевидцев сообщает, как долго видели они полет огненного тела. Половина из них определяет это время в 1-2 минуты, 7 наблюдателей предлагают 5 и даже более минут, 12 наблюдателей - 10 секунд и меньше. Отношение максимального времени (5-7 минут) и минимального (5 сек.) равно 90. Кому верить? В частности, верить нельзя никому, т. к. наблюдатели не описывают, как они определяли продолжительность полета тела. По-видимому, в большинстве случаев люди руководствовались чувством времени, т. е. субъективным определением. Секундомера, конечно, ни у кого в руках не было, когда огненное тело появилось в небе. Явление было настолько интересным, что сперва не тратили время, чтобы взглянуть на часы, это сделали только позднее. Определения времени в несколько секунд объясняются тем, что часть наблюдателей заметили только конечную фазу явления или находилась в местах с ограниченным полем зрения (в комнате, в городе между домами) и видели только часть происшествия. Расхождения в несколько минут, по-видимому, следует объяснить естественной расплывчатостью чувства времени. Поэтому следует верить мнению большинства, т. е. считать, что тело находилось в поле зрения наблюдателей 1-2 минуты.

Этот вывод подтверждает одно наблюдение, которое можно считать более или менее объективным. Как было сделано определение времени, описывает автор Ю. Вайкмяэ (район Пыльва):

«Я ехал на тракторе с работы домой. Как раз стало темнеть. Вдруг заметил впереди, где дорога идет через лес, светлую большую звезду и увидел, что она движется в мою сторону и что у нее сзади огненный хвост.

Потом она стала видна маленькой. Я остановил трактор; чувствовалось, что это не самолет, что приближается что-то таинственное, интересное. На момент явление исчезло за верхушками деревьев, потом появилось снова, уже увеличившись. Я вылез из кабины трактора, потом снова влез обратно, взял фотоаппарат и взобрался на крышу трактора. Ну и картина была! Болид или что это там было, двигался как самолет, а впереди всего были освещенные точки, которые выглядели, как освещенные окна многоэтажного дома. Только "окна" были расположены беспорядочно и неподвижно по отношению друг к другу, некоторые из них иногда погасали. От "окон" назад был виден светящийся, как сварочное пламя, синий шар, из которого выходил хвост из огромных языков пламени. Время от времени сзади шара выбрасывались из пламени куски или искры. Болид двигался, не теряя высоты по направлению к Рууза и пропал за вершинами леса. Времени было 18.50.

Болид видел больше минуты, примерно минуту и 30 секунд. Попробовал повторить свои действия и определить время».

Результатам Ю. Вайкмяэ есть основание доверять: он видел происшествие от начала до конца, и его способ определения продолжительности времени может служить примером.

Таинственное тело летело на высоте 100 км!

Рассмотрим данные очевидцев и составим представление о расстоянии до летящего тела и о его высоте над Землей.

Уже одна география писем - огненный шар видели во всех районах Эстонии - говорит о том, что мы имеем дело с телом, двигавшимся высоко над Землей. Пусть "горящий самолет" казался жителям Таллина, Тарту, Хийумаа и др. всего на расстоянии нескольких километров, он вообще не пролетал через нашу республику, т. к. все наблюдатели в Эстонии видели его пролетевшим мимо них со стороны северо-востока.

В западной Эстонии его видели низко, в Таллине, в средней Эстонии и на юго-востоке немного повыше. Лишь в северо-западной Эстонии болид казался движущимся прямо над головой. И. и В. Паппа (Нарва) написали: "Нам казалось, будто болид пролетел прямо над нашим домом". А. Курвитц (Сомпа) - "Группа средне освещенных предметов двигалась по направлению с севера на юг, почти в зените или около 10-12° от зенита на восток".

Житель Выру Мытсхярг рисует огненный шар движущимся справа налево, но его пункт наблюдения находился в окрестностях Ленинграда, в Кузьмолово! Отсюда нетрудно заключить, что от Ленинграда огненный шар был виден на юго-западе, высоту Ю. Мытсхярг предлагает примерно в 45°. Отсюда заключаем, что в зените тело двигалось где-то между Ленинградом и Нарвой, но ближе к Нарве. Взгляд на карту показывает, что путь огненного шара проходил приблизительно на 200 км к северо-востоку от линии Таллин-Тарту.

Как высоко шар был над Землей? Чтобы ответить на вопрос, вычислим максимальный угол высоты объекта над горизонтом.

17 жителей Таллина дают в своих письмах размер угла высоты (отдельные определения лежат между 20° и 60°, среднее 37°) и 15 жителей Тарту (отдельные определения между 20° и 62°, среднее 35°) Неожиданное единодушие! Несмотря на это, к определению высоты следует отнестись с осторожностью.

Астрономам давно известно, что у неподготовленных наблюдателей есть склонность к преувеличению угла высоты небесных тел над горизонтом (см. напр. Яххия, 1958). Нет основания думать, чтобы жители нашей республики были исключением. Если среднее время происшествия данные наблюдатели дают довольно точно, то для средней высоты угла необходимо добавить поправку на систематическую ошибку.

Величина поправки зависит от нескольких субъективных и объективных обстоятельств (освещение, облачность). Поправка составляет 10-15° для объектов на высоте 30-40° над горизонтом.

Рассмотрим в отдельности наиболее достоверные определения высоты наблюдателями. В Таллине астроном любитель А. Свирин как раз устанавливал на балконе подзорную трубу, когда огненный шар мчался мимо. Наибольшая высота над горизонтом, отмеченная Свириным, равна 29 град. По наблюдениям астрономов Тарту и Тыравере Х. Еелсалу, У. Хянни и Р. Кахуски, высота над горизонтом определена примерно в 25°.

Эти данные подтверждают, что в данном конкретном случае большинство наблюдателей преувеличивало угол высоты огненного шара примерно на 10°. Но даже беря за основу откорректированные наименьшие высоты угла, получим высоту огненного шара, равную солидным 100 км.

В заключение отметим: простейшие визуальные наблюдения в Эстонии показывают, что огненный шар летел минимум на высоте 100 км от поверхности Земли. Это подтверждают и наблюдения наших соседей.

Заведующий секцией планет Московского отделения ВАГО В. Коваль проехал многие пункты, где наблюдался огненный шар (Таллин, Тарту, Псков, Ленинград, Ломоносов, Новгород, Калинин и т. д.), собрал и проанализировал наиболее достоверные данные очевидцев.

В. Коваль считает начальной высотой огненного шара 120 км. Двигаясь дальше, шар приближался к Земле, теряя скорость. Где-то на высоте 25 км горение кончилось (Коваль, 1976). По данным комитета геофизики при Президиуме Академии Наук СССР («Сообщения...», 1976) огненный шар летел с северо-запада на юго-восток через Старую Руссу и Марево Новгородской области по азимуту 146 град. Огненный шар погас южнее Селижарово Калининской области, где остатки летевшего тела могли достичь Земли.

Скорость во много раз больше, чем у самолетов

Теперь, когда известно действительное расстояние - удаленность огненного шара, есть возможность вернуться к вопросу о его скорости. Прежде всего можно использовать обстоятельство, отмеченное многими очевидцами, что объект двигался со скоростью присущей самолетам.

Основываясь на этом впечатлении об угловой скорости полета тела, можно заключить, что его линейная скорость должна была быть в несколько десятков раз больше линейной скорости самолетов, ибо высота полета шара, как мы знаем, превышала высоту полета обычных самолетов в несколько десятков раз. К сожалению, в большинстве показаний не уточнено, о каких самолетах и о какой их дальности идет речь.

Но некоторые исключения все таки есть. Х. Кийк (пункт наблюдения в окрестностях Йыгева) написал: «Таким образом, скорость полета шара могла быть равна 250-350 км/час. По сравнению со скоростью реактивного самолета скорость шара казалась медленной. Объект летел равномерно, с одинаковой скоростью, - примерно, в километре от нашего автомобиля на высоте 700 м. от земли. Ночное чувство расстояния довольно обманчиво, эти цифры могут быть и ошибочны, но угол зрения относительно горизонта они характеризуют довольно точно».

Отодвинув тело на его действительное расстояние - 200 км, получим по данным X. Кийка скорость 40000-50000 км/час. По данным Х. Халлисте (см. выше) соответственно получим скорость равной 30000 км/час.

Другим способом скорость объекта можно определить, учитывая время, которое огненный шар находился в поле зрения наблюдателей. Исходя из высоты полета тела, вычисленной на основании показаний очевидцев Эстонии, огненный шар был виден, приблизительно, на отрезке траектории протяженностью 600-800 км. Согласно вышесказанному, для прохождения этого расстояния потребовалось 1 - 2,5 минуты. Таким образом, скорость объекта составляла 6,7 - 13,3 км/сек. или 24000-46000 км/час. Округляя, можно считать, что скорость полета огненного шара была около 10 км/сек. Без сомнения, можно утверждать, что это не был самолет. Самолеты и дирижабли не летают на высоте 100 км со скоростью нескольких десятков тысяч километров в час.

И все-таки болид

До сих пор мы избегали слова «болид», потому что многие очевидцы убежденно заявляют: «Это не болид». В самом деле, почему все же форма ракеты, самолета, дирижабля, признаки искусственности?

Рассмотрим происшествие вкратце сначала и до конца.

Возгорание - вспышка имела место где-то над Финляндией на высоте более 100 км. Приближаясь с северо-запада, объект находился от нас настолько далеко, что его красноватый цвет подчеркивал особенности атмосферного поглощения света, благодаря которому коротковолновые - синие, зеленые сияния ослабевают больше, чем длинноволновые красные. В это время объект был виден спереди. Дальше, по мере продвижения объекта, его видели все больше сбоку и потому улучшилась видимость хвоста. Кажущаяся высота объекта на небосводе увеличилась, но в действительности расстояние до земли уменьшалось. Все в более плотных слоях атмосферы повышалась температура горения и увеличивалось свечение, свет становился синеватым. До этих пор основное тело объекта было компактным.

Критический момент наступил, когда тело пересекло Финский залив (объект стал ближе всего для очевидцев, находящихся в Эстонии, казался летящим на максимальной высоте).

Один за другим проследовали два взрыва, тело развалилось на десятки кусков. После этого продолжался групповой полет. Куски отделялись друг от друга по направлению движения - "тело" становилось удлиненным. Впереди отряда двигался второй по яркости кусок. Самый яркий (тот, который описывают как "сопло"), находился сзади. Между большими кусками двигалось множество мелких. У каждого куска был свой хвост - «прожектор», «сноп лучей», и у всего отряда общий распространенный хвост. Затем, двигаясь, тела стали от нас удаляться и потому светились все слабее и краснее.

С такой интерпретацией сходятся в общих чертах описания очевидцев. Ей не противоречат также фотоснимки, сделанные жителем Силламяэ А. Тихомировым. При первом взгляде на фотографию виден огромный беспорядочный факел. На первичном негативе (частично также и на представленном позитиве) ясно видно, что факел состоит из многих "деталей" разной интенсивности, но одинаковой формы.

Дело объясняется просто, если учесть выдержку при съемке. В течение экспозиции световые точки фотографируемого объекта заметно продвинулись по своей орбите. Надо учесть и дрожание руки, державшей фотоаппарат, поэтому вместо множества световых точек фотоэмульсия запечатлела множество замысловатых кривуль.

Когда объект исчез из глаз очевидцев юго-восточной Эстонии, путь его как огненного шара фактически близился к концу.

Имеющиеся в литературе описания внешних признаков болидных явлений (огненные шары-пули, искры, хвосты) (см. Попов и др., 1959) достаточно схожи с событием 11 февраля. Высота зоны горения также совпадает. Поэтому следует, несмотря на несогласие очевидцев, квалифицировать происшествие как болид, хотя следует заметить, что это была редко встречающая разновидность болида, что и ввело очевидцев в заблуждение. Справочники признаков болидов дают в среднем 6-8 секунд их продолжительности. Это действительно только в отношении к типичным метеорным телам, которые входят в атмосферу Земли под заметным углом и движутся со скоростью несколько десятков километров в секунду. Если метеорное тело летит параллельно плоскости Земли и медленнее, то его путь горения и продолжительность явления могут в несколько раз превышать путь и время жизни типичных рядовых болидов. Именно с таким медленно летящим по плавной дуге болидом пришлось иметь дело 11 февраля 1976 года.

Полет ярких болидов часто сопровождается сильным шумом. 11 февраля большинство очевидцев никаких звуков не отметили, только в некоторых случаях указывается на слабый шорох или слабый шум низкого тона. У очевидцев это вызывало удивление, т. к. настоящий самолет производит сильный шум. Но это легко объяснить. Пролетая близко к Эстонии, болид летел высоко, а звук, возникающий при полете, достигает поверхности Земли только тогда, когда траектория полета ниже 60 км. Ударные волны метеорных тел, летящих выше, атмосфера отражает обратно вверх.

Откуда произошло метеорное тело?

Тела солнечной системы могут проникать в атмосферу Земли, в зависимости от их орбиты, с различной скоростью. Минимальная скорость тел межпланетного пространства - вторая космическая скорость (11,2 км/сек), большие скорости достигают 73 км/с. Так, например, геоцентрическая скорость частиц метеорного потока Леонидов, появляющихся ежегодно в середине ноября, составляет 72 км/с. С гораздо меньшей скоростью входят в атмосферу тела, движущиеся на орбитах спутников Земли. Спутники, которые кружатся на околоземных орбитах, входят в атмосферу горизонтально со скоростью 7,8 км/сек. С далеких протяженных (достигающих Луны и далее) орбит спутники могут входить в атмосферу с большей скоростью, но не превышающей второй космической.

Судя по скорости и направлению полета болида 11 февраля, весьма правдоподобно, что мы имели дело с телом, спустившимся с орбиты спутника земли, гораздо менее правдоподобно происхождение тела из межпланетного пространства. В связи с этим возникает вопрос, какого происхождения был болид - искусственного или естественного?

Как кончается жизнь спутника?

Вокруг Земли сейчас кружится более 6000 искусственных спутников Земли или их частей (де Ягер, 1975), причем жизнь большинства запущенных в пространство в последнее время спутников больше 1000 лет. Но вокруг Земли кружится достаточное количество искусственных тел, жизнь которых гораздо короче. Часть тел постепенно затормаживается, падает в более плотные слои атмосферы и там сгорает.

Один из первых подобных случаев произошел 14 апреля 1958 г., когда полет советского ИСЗ "Спутник-2" многочисленные очевидцы наблюдали как полет огненного шара над Атлантическим океаном на высоте 100 км (Яахия, 1958)

Траектория спутника шла с северо-запада на юго-восток и проходила в 110 милях от Анталии, в 100 милях от Гваделупы и в 70 км к востоку от Барбадоса. С Барбадоса он казался очень яркой звездой, - как показали последующие исследования, 10-й звездной величины, - которая сияла сине-зелеными тонами. Сзади временами виднелся язык пламени в несколько раз ярче, чем его передняя часть, похожий на хвост шириною в 20 градусов, и масса сверкающих точек. У каждой светящейся точки сзади тоже был огненный хвост; таким образом, каждая светящаяся точка давала мини-копию явления. Маленькие огненные шары падали вниз до того, как погасли. Цвет пламени у головы был желтовато-белый, а в конце хвоста - оранжевый. Свет пламени временами казался пульсирующим.

Приблизительно на высоте 60 км произошел взрыв, спутник разорвался на множество мелких кусков и один кусок побольше. Маленькие куски погасли сравнительно быстро, а большой кусок продолжил свечение еще в продолжении полуминуты. Конечную фазу явления хорошо видели в британской Гвиане, на Тринидаде, а также с пары кораблей в прибрежных к ним водах. Все очевидцы подтвердили, что светящееся явление исчезло из глаз прежде, чем достигло горизонта.

Полет искусственного спутника был настолько поразителен, что за ним следила почти половина населения Барбадоса. Оказывается, что вышеописанное явление и происшествие 11 февраля - события, очень похожие друг на друга.

Но чтобы судить не очень опрометчиво, имело ли место 11 февраля падение искусственного спутника, рассмотрим, как выглядит метеорный поток Кириллид естественного происхождения.

Кириллиды были похожи

9 февраля 1913 г. в северо-восточной части США произошло необыкновенное событие. Там наблюдали поток Кириллид, или как его еще называют, процессию болидов. Вот как описывает это явление профессор университета Торонто Г. А. Чант (О’Киф, 1961): «Приблизительно около 21.05 вечера в северо-западной части неба вдруг показалось пламенеющее тело, размеры которого, приближаясь, быстро росли и которое сопровождал длинный хвост. Голова и хвост явления по цвету и форме напоминали ракету. Но, в отличие от ракеты, тело не проявляло никаких признаков падения на Землю. Совсем наоборот, оно двигалось необычайно величественно и совершенно горизонтально. Продолжая свой путь в направлении юго-востока без малейшего отклонения к земле, оно просто пропало вдали из виду. Прежде чем изумление от увиденного метеора успело достичь наивысшей точки, точно с того же места на северо-западе появились другие такие же тела. Они двигались по двое-трое или даже четверо, с такой же величественностью и размеренной скоростью. Сзади них клубились такие же хвосты, хотя и не такие яркие и длинные, как за первым телом. Траектория их была направлена в ту же точку небосвода на юго-востоке. Несколько мгновений спустя во многих местах был слышен шум, который напоминал далекий писк или телегу, проезжающую по мосту... Длительность всего явления трудно определить точно, но оно могло быть примерно равным 3,3 минутам».

Последующие исследования показали, что метеорные тела, которые вызвали процессию болидов, могли двигаться только по изогнутой орбите вокруг Земли. Таким образом, они в действительности были спутниками Земли.

(Название Кириллиды было избрано не по радианту или подобию с кометой, а в связи с тем, что 9 февраля был день святого Кирилла, чем подчеркнуто как раз, что Кириллиды были спутниками Земли).

Хотя теоретически часть кусков могла сделать еще несколько оборотов вокруг Земли, ничего подобного замечено не было.

Наиболее правдоподобное объяснение Кириллид - то, что они образовались из одного большого тела лунного происхождения, которое кружилось вокруг Земли и перигей орбиты которого из-за обусловленных Луной возмущений опустился в более плотные слои атмосферы. Здесь быстро уменьшился эксцентриситет орбиты и ее более длинная полуось. И хотя высота перигея оставалась почти той же, возмущения, обусловленные системой Луна-Солнце, сделались незначительными и тело, в конце концов, по траектории круговой орбиты вошло в атмосферу.

Нужны долетевшие до Земли осколки!

За последние годы выяснилось, что большая часть болидных явлений возникает из объектов, более близких своей структурой к остаткам комет, чем к метеоритам.

Тела кометного происхождения (Ф. Л. Уиппл, модель кометы остаточного конгломерата) представляют собой после испарения льда пылевые образования малой плотности с относительно малыми связующими силами. Большинство пылевых зерен массой до 70 грамм сгорают на необыкновенно константной высоте - 93 км. Этот факт доказывает, что давление, необходимое для разрушения компактных тел, образовавшихся из пыли, в очень малой степени зависит от их массы. Так как метеорное тело 11 февраля стало разваливаться на высоте около 90 км, несмотря на свою относительно маленькую скорость, то становится обоснованным предположение, что и в данном случае мы имели дело с кометным или железно-метеорным пористым телом.

Расчеты, производимые на основании теории, которую развил Е. Еорик (Еорик, 1958) показали, что "капли" тектитной величины (диаметром до 15 см.) может образовать только тело, входящее в атмосферу с орбиты спутника (О’Киф и Шато, 1963). Отделившиеся частицы обычного метеорита значительно меньше (диаметром в 0,5 мм и даже меньше).

В случае, если в будущем удастся найти "наземные остатки" болида 11 февраля, это будет крупным вкладом в задачу более точного определения события, а также для проверки теории метеоритики. Пока что о находках ничего не известно. Из-за облачности остается открытым и вопрос о длине траектории болида над Финляндией ("Хельсинки Саномат", 1976).

Будем ждать, может быть, в окрестностях Селижарова когда-нибудь что-нибудь найдется. Но если даже и не найдется, можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело с очень интересным и крайне редким явлением природы, во всяком случае в нашем географическом ареале, с "болидом столетия". Поэтому его назвали «Балтийский болид» (Коваль, 1976), хотя по траектории полета ему подходило бы название и «Ленинградский» или «Новгородский» болид.

В заключение авторы хотят поблагодарить всех тех, кто не счел за труд описать свои наблюдения, благодаря которым и появилась настоящая статья.

Будем благодарны, если читатели "Природы Эстонии" и в будущем будут присылать нам сообщения о подобных или других интересных оптических явлениях в небесном пространстве. В описанных случаях следует отмечать: место наблюдения, время, видимую величину и яркость явления (в сравнении со звездами, Луной или земными объектами), место наблюдения и движения объекта по отношению к частям света, по отношению к звездам или созвездиям, угол высоты над горизонтом и т. п. Особенный интерес представляют для нас рисунки и фотографии. Добавьте также имя наблюдателя, адрес, возраст и специальность.

Описание просим высылать на имя авторов данной заметки в Тыраверасскую обсерваторию.

M. Joeveer, T. Tonnisson. Tulekera Eestimaa talvetaveas. - «Eesti Loodus» («Природа Эстонии»), 1977, № 2 и 3

Назад