СООБЩЕНИЕ

о наблюдении аномального явления в районе г. Петропавловска (20 октября 1982 г.)

По факту появления НЯ в районе аэропорта Петропавловск-1

20 октября 1982 года в аэропорту Петропавловск-1 из-за плохих метеоусловий Магадана произвел посадку самолет ИЛ-62, бортовой № 86457, 206 летного отряда Домодедовского производственного объединения гражданской авиации, совершавший рейс 63 Москва-Магадан.

При подходе к аэропорту Петропавловск-1 экипаж наблюдал появление на встречных и параллельных курсах светящегося объекта, двигавшегося с переменной скоростью и высотой, перемещение которого отмечалось яркими световыми вспышками.

По окончании рейса командир экипажа Васильевых М. П. сделал об этом запись в "Журнале отзывов КВС о работе радиотехнических средств и служб аэропорта Петропавловск-1".

После посадки самолета этот же объект наблюдали два диспетчера: гражданский и военный, находившиеся на КДП аэропорта (Петропавловск - аэропорт совместного базирования).

С целью проверки и документирования указанного факта нами получены объяснения от 4 членов экипажа самолета, 2 диспетчеров службы движения, справка метеослужбы, сделана выписка из магнитофонной записи переговоров экипажа самолета с командно-диспетчерским пунктом. С этой же целью изъята в нерасшифрованном виде кассета самолетного магнитофона "Марс БМ" с записью переговоров между членами экипажа в последние 30 минут полета, снять информацию с которой ввиду отсутствия специального оборудования не представляется возможным.

В результате установлено, что 19 октября 1982 года, в 19.29 (далее везде время московское) самолет ИЛ-62 прошел контрольную точку Соболево на высоте 11400 метров и приступил к снижению, двигаясь по направлению аэропорта Петропавловск-1. В 19.32 на удалении от аэропорта 120-130 км КВС Васильевых М. П. заметил на высоте 7200 метров, слева внизу под углом 45о две яркие световые вспышки светло-синего цвета, которые принял за огни встречного самолета. Оценив ситуацию как опасное сближение, Васильев помигал неизвестному борту своими фарами и сообщил о нем диспетчеру КДП аэропорта Петропавловск-1.

Диспетчер КДП Кариков С. А., зная, что других бортов в зоне нет, и перепроверив это через службу ПВО, проинформировал об этом КВС Васильевых.

Однако экипаж подтвердил, что объект наблюдает. Причем штурман экипажа Бондарев А. И. и штурман-инструктор 206 летного отряда Скубко М. Д. весь период наблюдения за объектом пытались обнаружить его на радиолокаторе, но безуспешно.

Объект обозначал себя яркими вспышками длительностью 3-5 сек. с паузами в 25-30 сек. и наблюдался экипажем в течение 12 минут. В 19.55 экипаж прекратил наблюдение за объектом, сосредоточив свое внимание на посадке самолета.

Весь период нахождения самолета в зоне видимости экипажа радио и световое оборудование работало нормально, без нарушений. Это относится как к оборудования самолета, так и к оборудованию аэропорта.

Диспетчер КДП Кариков С. А., получив информацию об объекте от экипажа самолета, пытался обнаружить его визуально с крыши КДП. Так как видимость была отличная, самолет наблюдался хорошо, но постороннего объекта Кариков не обнаружил.

Вместе с тем, через 8 минут после посадки самолета, Кариков увидел на севере, точно по направлению взлетно-посадочной полосы, вспышку света, напоминающую проблесковый огонь самолета. В течение 3 минут Кариков наблюдал 6 вспышек, цвет которых менялся от розовато-красного к розовому. Объект перемещался вначале на запад, а затем на северо-запад. Кариков обратил на вспышки внимание прапорщика Чаплыгина, который успел заметить только две вспышки.

Командир экипажа Васильевых М. П. в беседе рассказал, что летает на Камчатку уже в течение 6 лет и ничего подобного раньше не наблюдал, хотя летать приходилось в различных условиях.

Метеослужба аэропорта, по согласованию с областным бюро погоды, утверждает, что никаких необычных явлений по трассе Соболево-Елизово в атмосфере не наблюдалось. Не отмечалось также условий для грозовой деятельности и сильной электризации воздушных судов.

20 октября в 16.30 борт 86457 начал руление на исходную точку для вылета в Магадан. Однако в связи с обнаружением стружки в масле 3-й силовой установки рейс был отложен.

25 октября при производстве регламентных работ обнаружены серьезные повреждения лопаток турбин всех силовых установок. При этом одна из них практически выведена из строя.

По предварительному мнению комиссии во главе с главным инженером ДВУ ГА т. Мартыновым Г. И. повреждение лопаток произошло по причине попадания на них воды при взлете самолета в аэропорту Домодедово.


Выписка из журнала отзывов КВС о работе радиотехнических средств и служб А/П Петропавловск (Елизово)

В 19.32 на Н=7200 на снижение на S=120-130 км от аэродрома Елизово я увидел под 45о слева ниже нашего полета две яркие вспышки светло-синего яркого цвета. Затем примерно через 25-30 сек. вспышки повторялись светло-желтого цвета. Этот предмет двигался слева к нам навстречу, затем удалился влево на Н=3200, был снова заметен на траверзе нашего полета (мы шли с курсом 190о к третьему развороту) на уровне нашего полета. В районе третьего разворота мы его потеряли в 19.45. В полете его наблюдали все члены экипажа. По локатору бортовому не просматривался, только визуально, следовательно объект не металлический.

Васильевых 19.10.82 г., 21.10


От Васильевых М. П., К. В. С. с[амоле]та Ил-62 N 86457 рейса № 63 МТУ 206 ЛО, проживающего: г. Москва 113535, 3-й Дорожный проезд, дом 5 корп. 1 кв. 56, телефон: 381-08-62

ОБЪЯСНЕНИЕ

По существу заданных вопросов могу пояснить следующее: 19.10.82 г. выполняли рейс № 63. В 19 ч. 29 мин. прошли контрольную точку Соболево на высоте 11400 м. и приступили к снижению. На высоте примерно 7200 м слева под 45о внизу увидел две чередующие яркие светло-синего цвета. Я подумал, что это встречный борт, и помигал фарами, затем сообщил диспетчеру, что вижу встречный борт. Диспетчер мне сообщил, что зона свободная и никаких бортов нет. Затем светящийся объект я наблюдал несколько раз, но уже светло-желтого цвета, 4-5 сек. светится, секунд 25-30 молчание. Вначале этот объект двигался мне навстречу слева, затем остановился и стал удаляться влево под 80о от направления нашего полета.

Первый раз его увидел в 19. 33 и наблюдал до 19.45.

После пролета приводной радиопеленгации аэропорта Елизово взяли курс 185о. Этот светящийся предмет я видел слева под 90о на уровне нашего полета, около 3200 м. Затем в районе 3-го разворота предмет не наблюдал, выполняли разворот и были заняты заходом на посадку.

Радио и светооборудование с[амоле]та и его системы работали нормально без изменений. Радиотехническое оборудование аэропорта захода на посадку работало без замечаний.

Состав экипажа: К. В. С. - Васильевых Михаил Павлович

второй пилот - Щербина Анатолий Евгеньевич

штурман - Бондарев Александр Иванович

штурман АЭ - Скубко Михаил Дмитриевич

бортинженер - Антонов Петр Трифонович

бортрадист - Стародворцев Вячеслав и группа бортпроводников.

Дополнение: Этот объект я попросил обнаружить по бортовому радиолокатору штурмана Бондарева Александра Ивановича, он мне доложил, что по бортовому радиолокатору предмет не обнаруживается.

На мой взгляд, этот объект двигался с переменной скоростью, переменным курсом и изменяемой высотой.

Расстояние до объекта, форму объекта, габариты его определить было невозможно, и на эти вопросы ответить не могу.

Объяснение мною написано собственноручно.

М. Васильевых, 20.Х.82 г.


Скубко Михаила Дмитриевича, штурмана-инструктора 206 летного отряда Домодедовского производственного объединения. Проживаю в г. Москва Е86 ул. Вешняковская д. 35/26 кв. 121.

ОБЪЯСНЕНИЕ

По существу заданных вопросов я могу пояснить следующее:

19 октября я в составе экипажа самолета Ил-62 86457 выполнял рейс № 63 Москва-Магадан. По неподготовленности ВПП пошли на запасной а[эродро]м Елизово. Приблизительно на снижении на высоте полета от 7-8 тыс. метров я с места лоцмана наблюдал яркие вспышки, типа как бы самолет обозначает себя. Командир и другие члены экипажа также видели и обозначили себя включением фар. После этого я пытался по радиолокатору определить дальность до летящего с[амоле]та и в масштабе 125 км, 50 км и 30 км пометки цели не обнаружил, о чем доложил командиру корабля. Далее экипаж запросил диспетчера о наличии других с[амоле]тов в зоне, на что он ответил, что самолетов, кроме вас, в зоне нет. На высоте около 5 тыс. метров я еще раз, поднявшись с места лоцмана, наблюдал вспышку типа самолетного маяка, но цвет вспышки был отличным, т. е. не красным, а желтоватым. Определить расстояние до объекта, его форму я не мог. Влияния на работу радионавигационного оборудования этот объект не оказывал.

Объяснение написано мною собственноручно.

20.10.82 г. [подпись] Скубко


Щербины Анатолия Евгеньевича, 2-й пилота Ил-62 206 ЛО Домодедовского производственного объединения, проживающего в г. Москве Лазовский пер. 8 корп. 1 кв. 44

ОБЪЯСНЕНИЕ

По существу заданных вопросов могу пояснить следующее:

19-го октября 1982 года при выполнении рейса № 63, при снижении с эшелона полета на высоте ~6500 м, при хорошей видимости заметил слева впереди вспышки белого цвета, вспышки потом повторялись 4-5 раз. Скорость сближения была небольшая, я в это время пилотировал самолет и не могу сказать расстояния до вспышек. Примерно на высоте 4000 м эти вспышки я видел, но не такой яркости и ниже нашего полета. Больше я ничего не могу сказать, так как пилотировал самолет. Расстояние до объекта, его форму и размеры я не могу определить. Это явление не повлияло на работу бортовых радиоэлектронных средств.

Объяснение мною написано собственноручно.

20.10.82 г. [подпись] Щербина


Бондарева Александра Ивановича, штурмана Ил-62 206 Л. О. ДПО, проживающего: г. Москва 121471, ул. Рябиновая д. 6 кв. 75

ОБЪЯСНЕНИЕ

По существу заданных вопросов могу пояснить следующее:

19.10.82 г. во время выполнения рейса N 63 Москва-Магадан, следуя на запасной аэродром Елизово, после пролета Соболева командир сказал, что наблюдает светящийся предмет. Одновременно он запросил у диспетчера о наличии самолетов в зоне. Диспетчер сказал, что самолетов нет.

Я стал наблюдать за сектором, указанным командиром, и тоже увидел светящийся предмет. Форму и размеры определить не могу.

Характер свечения периодический, с интервалом от 20 до 30 сек., длительность 2-5 сек. Цвет яркий, белый, голубой. Предмет двигался слева от нас. Сначала он находился впереди слева, затем приближался к нашему траверзу.

На протяжении всего времени визуального наблюдения предмета я пытался обнаружить его по локатору, что положительных результатов не дало. Предмет по локатору на всех масштабах и режимах не наблюдался, поэтому о его скорости сказать не могу. Предмет наблюдался мною до начала 3-го разворота, затем наблюдение я прекратил, т. к. не имел больше времени отвлекаться от захода на посадку.

Объяснение написано мною собственноручно.

20.10.1982 [подпись]


Карикова Сергея Алексеевича диспетчера службы движения аэропорта Елизово КПС ДВУ ГА, проживающего: г. Елизово, ул. Звездная д. 4 кв. 64

ОБЪЯСНЕНИЕ

По существу заданных вопросов могу объяснить следующее:

19 октября 1982 г. в 13.30 я заступил на дежурство на КДП аэропорта Елизово.

Примерно в 19.30 мск в зону вошел Ил-62 рейс Москва-Магадан, шедший к нам на запасной аэродром из-за м[етео]условий аэропорта Магадан.

После установления связи с бортом я выдал условия дальнейшего снижения. Борт подтвердил прием, а буквально через 2-3 мин. борт доложил, что наблюдает ниже себя борт, видит проблесковый огонь с интервалом 10 сек. Я сказал борту, что он один в воздухе, но борт подтвердил выше описанное.

Через РЦ я попросил "Арматуру" включить все средства, чтобы они проверили, действительно ли есть еще кто-то в воздухе. "Арматура" ничего постороннего не нашла, т. е. других целей в зоне не было.

Экипаж доложил об этом свечении на S~50-60 км, аз. 315о, но борт по своему (бортовому) локатору самолет не наблюдает, а визуально видит.

При подходе к аэродрому я вышел на крышу и визуально наблюдал за бортом, ничего постороннего не увидел. Погода была ясной, и лайнер было отлично видно.

На удалении 38 км борт начал выполнять разворот на посадочный курс и доложил, что видит этот огонь на траверзе, и интервал уже был ~30 сек. Затем борт сказал, что ему некогда следить за огоньком, и больше я не запрашивал борт.

Борт произвел посадку, зарулил, а минут через 8 после посадки лайнера я увидел на север (точно по направлению ВПП) вспышку розовато-красного цвета, напоминавшего проблесковый огонь самолета. Затем такая же вспышка была уже левее полосы на такой же высоте, Н~1800-2000 м. Затем такая же вспышка уже была видна выше и дальше (оценивая по яркости свечения), цвет ближе к розовому.

Этих вспышек было 6, в течение 3 мин. Я обратил на них (вспышки) внимание деж. по РПО прапорщика Чаплыгина, который успел увидеть две вспышки.

Вспышки сначала двигались на запад, а затем ~ северо-запад.

Утром на разборе доложил нач. службы движения тов. Жукову А. С.

21.Х.82 [подпись]


ОБЪЯСНЕНИЕ

Я, военнослужащий в/ч [зачеркнуто], прапорщик Чаплыгин Александр Николаевич, на поставленные мне вопросы сообщаю следующее.

19 октября 1982 г. я заступил на дежурство дежурным по связи и [неразборчиво].

20 октября 1982 г. приблизительно в 4.30 утра [по местному времени] услышал радиопереговоры экипажа самолета Ил-62 с гражданским диспетчером. Экипаж сообщил, что наблюдает вспышки красного цвета продолжительностью около 10 сек. Эти вспышки сопровождали самолет на маршруте от Соболево до нашего аэродрома. Во время пролета самолета над аэродромом гражданский диспетчер попросил посмотреть в бинокль. Но рядом с самолетом ничего не было, хотя экипаж указывал, что вспышки сопровождают самолет во время захода на посадку. Экипаж доложил, что прекратил наблюдение за объектом.

Самолет приземлился, мы сидели и обсуждали этот случай. Через несколько минут гражданский диспетчер сказал: "Смотри, смотри". В это время я смотрел в другую сторону. Обернувшись, я подбежал к окну и увидел два проблеска красного цвета на севере. Если между этими двумя вспышками проложить прямую, то эта прямая пересекла бы посадочный курс аэродрома. Вспышки перемещались с востока на запад. Гражданский диспетчер сказал, что видел четыре вспышки, но я видел только две.

Я, прапорщик Чаплыгин А. И., 1958 г. рождения, уроженец с. [неразборчиво] Фатежского района Курской обл., русский, образование среднее специальное, проживаю по адресу: г. Елизово-5, в/ч [вычеркнуто].

20.10.82 г. [подпись] Чаплыгин


ВЫПИСКА

из магнитной записи радиообмена между КВС Ил-62 № 86457 рейс № 63 и диспетчером КДП за 19.10.82 г. с 19.34 до 19.57 а/п Петропавловск Камчатский [Выдержки]

"19.34

Э. ...86457 запасной рейс 63 заход по системе с автомата остаток топлива примерно час

Д. 86457 кремний Вас понял... эшелон перехода 3600, давление 772, 7.7.2. на привод 3300

Э. 86457 3300 на привод эшелон перехода 3600...

Д. Заход разрешаю...

19.38

Э. 457 слева самолет, или ниже или выше, непонятно

Д. 457 кремний в моей зоне никого нет кроме вас

Э. Не понял 457

Д. 457 в моей зоне, в моей зоне никого кроме вас нет

Э. Мы видим, мигает

19.40

Э. ...Мигание видим, по локатору не просматривается, но мигание огня есть, периодичность 10 секунд

Д. Понял

Э. Какой-то посторонний мигающий предмет...

Э. Кремний 86457 эшелон перехода 3600, давление 772 установлено занимаем 3300

Д. Занимайте 3300, заход разрешаю

Э. 86457 Вас понял

Д. 457 визуально вас наблюдал, не видел никаких огней...

19.42

Э. 86457 3300, привод, работаю по схеме

Д. 457 по схеме в расчетную 2400

Э. Вас понял 2400...

19.44

Д. На какой высоте приблизительно наблюдали мигание огня

Э. Тысячи на три

Д. На трех тысячах?

Э. Да, где-то так... Секунд пять такое горение, а потом опять, с периодичностью 30 секунд

Д. И на каком приблизительно удалении от вас

Э. Слева где-то, неизвестно...

Д. Вас понял".


Назад

связь с гиперзвуковым самолетом