НЕИЗБЕЖНОСТЬ «МАГИИ»

Молодости свойственно увлекаться. Это относится не только к людям, но и к наукам. Первые успехи космонавтики породили великий энтузиазм. Казалось, Космос быстро раскроет перед человечеством все свои тайны и головокружительные идеи о заселении Космоса не так уж далеки от осуществления.

На волне всеобщего энтузиазма около двадцати лет назад начались первые экспериментальные работы по установлению радиосвязи с инопланетянами (проект ОЗМА).

Статья Н. С. Кардашева (1963 г.) о цивилизациях трех типов восторженно пропагандировалась популярными изданиями. Книга И. С. Шкловского «Вселенная, жизнь, разум», впервые изданная в 1962 году, выдержала затем несколько изданий. На чтениях памяти К. Э. Циолковского в Калуге всесторонне обсуждались теоретические проблемы развития космических цивилизаций и контактов между ними. Восторженное ожидание близкой связи с инопланетным Разумом захватило многих.

Но, увы, угар прошел, и постепенно пришло разочарование. Началось оно, пожалуй, десять лет назад., когда в отчете о системах межзвездной связи, выполненном Станфордским Университетом (США), было предложено акроним CETI (связь с внеземными цивилизациями) заменить акронимом SЕТI (поиск внеземных цивилизаций). Причина этой «реформы» более глубока, чем может показаться. «Связь» означает установление двухстороннего контакта с инопланетянами, поиск такого контакта не предполагает.

В 1977 г. Палате Представителей 99-го Конгресса США большой группой известных американских ученых был представлен объемистый доклад «Возможность существования внеземной разумной жизни во Вселенной». В докладе отвергалось, что «вступление в контакт с инопланетной, вероятно, более развитой, чем наша, цивилизацией, связано с определенным риском. Последствия этого риска частично зависят от того, будет ли этот контакт встречей лицом к лицу, в которой они появятся на нашем пороге, или же мы только перехватим их сигналы. В первом случае мы не управляем ситуацией, во втором случае мы находимся в относительной безопасности потому, что не обязаны отвечать. При этом могут возникнуть осложняющие обстоятельства, если они захотят обмануть нас, передавая миролюбивые послания и утаивая, таким образом, недружелюбные намерения».

Далее в докладе подчеркивалось, что группа НАСА по исследованию проблем межзвездной связи "...озабочена поиском сигналов, а не стремлением ответить на них. Решение отвечать или не отвечать может быть принято после анализа содержания посланий ВЦ, на что могут потребоваться десятилетия". Осторожность здесь особенно уместна, так как, по мнению Группы НАСА:

"Современные научные теории утверждают, что существование планетных систем вокруг звезд типа нашего Солнца может оказаться правилом, а не уникальным явлением и что Вселенная, возможно, полна жизнью и часто высокоорганизованной". Тем более, по мнению американских ученых, "не рекомендуются никакие меры, повышающие возможность радиообнаружения Земли из Космоса".

Итак, притаиться, молчать и, ничем себя не обнаруживая, трусливо искать внеземной Разум — такова сегодняшняя позиция официальной американской науки, представленной в докладе такими выдающимися ее творцами, как Биллингхем, Моррисон, Брейсуэлл, Камерон, Дрейк, Ледерберг, Саган, Таунс и др.

В декабре 1980 г. журнал "Космические полеты" Британского Межпланетного. Общества опубликовал статью Р. Шиффера "Одиноки ли мы во Вселенной?". Автор рассказывает о Международном симпозиуме по проблеме ВЦ, проведенном в ноябре 1979 года в Мэрилендском Университете (США). Общий тон этого форума ученых был глубоко пессимистичным и главной темой собеседования был вопрос «Где они?» Выступающие отмечали, что нет никаких следов инопланетян ни в Космосе, ни на Земле. Разумеется, всему множеству фактов об НЛО ортодоксально мыслящие ученые "не придали никакого значения" и пришли к выводу, что «отсутствие очевидности есть очевидность отсутствия", т. е. так как следов внеземного Разума нигде нет, то, следовательно, земная цивилизация уникальна, и, как выразится главный организатор симпозиума Майкл Харт, "мы во Вселенной одни".

Чтобы несколько скрасить этот мрачный вывод, Харт заявил, что для роста земной цивилизации "нет ограничений" и что человечество за какие-нибудь 10 миллионов лет сможет беспрепятственно заселить всю Галактику.

В качестве технического подспорья для своей аргументации Харт использовал популярные ноне на Западе космические цилиндры О'Нейла (См. подробнее Ф. Ю. Зигель, "Города на орбитах", 1980). Как известно, последний собирается в ближайшем будущем переселить в эти цилиндры значительную долю населения Земли. О "комфортабельности" этих утопических устройств можно судить хотя бы по тому, что в первом цилиндре О'Нейла радиусом 100 м и длиной всего 1 км должны разместиться 10.000 человек!

Общий тон американской науки перехватили и некоторые советские ученые. В 1976 году выдающийся советский астрофизик И. С. Шкловский совершенно неожиданно превратился из Савла в Павла. Одновременно с публикацией очередного издания своей книги «Вселенная, Жизнь, Разум», где утверждается почти всеобщая распространенность жизни, И. С. Шкловский в журнале «Вопросы философии» опубликовал статью об уникальности земной цивилизации. Здесь нет нужды подвергать подробной критике новые взгляды И. С. Шкловского, так как этому посвящена уже значительная литература (См., например, сборник "Астрономия, методология, мировоззрение", Наука, 1979 г.). Характерно другое — подчиняясь заграничной «моде», организаторы второго симпозиума по внеземным цивилизациям в Калуге (сентябрь 1981 г.), впервые стали применять акроним «SETI». Искать, но не связываться — этот трусливый лозунг, к сожалению, приобретает популярность и в нашей научной среде.

В связи с этим считаю должным отметить, что принципиальные позиции советских философов (А. Д. Урсула, Е. Т. Фаддеева, Ю. А. Школенко и других) вполне оптимистичная. Их прекрасно выразил кандидат философских наук Ю. А. Школенко в "Трудах XI Чтений К. Э. Циолковского" (1978 г.). Он писал: «В случае нашего контакта с какой-нибудь высокоразвитой цивилизацией мы можем ожидать от нее гуманных и дружелюбных отношений. Как показали наши космические открытия (отсутствие внеземного Разума в Солнечной системе), для нас в нынешнюю историческую эпоху возможен лишь контакт с представителями Разума, совершившими перелет из другой звездно-планетной системы. А научно-технического уровня, достаточного для межзвездного полета, может достичь лишь цивилизация КОММУНИСТИЧЕСКОГО типа, от взаимодействия с которой мы можем ждать лишь мирного информационного и духовного взаимообогащения». Отсюда следует, что бояться инопланетян нет оснований и связь (а не поиск только) с внеземными цивилизациями, принципиально говоря, весьма желательна.

Но Космос молчит, а на Земле происходит такое (НЛО), во что поверить трудно. Как быть?

В середине 1981 года в издательстве "Наука" вышла из печати замечательная книга "Проблема поиска внеземных цивилизации" (сборник статей). Я применил столь эмоциональный термин потому, что в этой книге, как и в некоторых других недавних публикациях (см., например, «Труды ХV Чтений К. Э. Циолковского», Калуга, 1981), подведены важные итоги и отвергнуты некоторые популярные космические утопии.

Как известно, в настоящее время в официальной науке признаны три метода поиска внеземных цивилизаций: связной метод, астрофизический метод и метод поисков зондов Брейсуэлла (сб-к "Проблема поиска внеземных цивилизаций", Наука, 1981, стр. 97). Рассмотрим их суть:

I. Связной метод предполагает, что связь с ВЦ можно установить с помощью радиоволн. В работе члена-корр. АН СССР B. C. Троицкого (там же, стр. 5-28) показано, что и для приема и, тем более, для передачи информации ВЦ существующие ныне технические средства недостаточны. Вероятно, лишь с выведением приемно-передающих радиосистем на космические орбиты, попытки установить радиосвязь с ВЦ могут оказаться эффективными.

«Наша цивилизация, — пишет В. С. Троицкий, — ведя поиск сигналов на средства, требующие от передающей стороны неприемлемо больших антенных сооружений, поступает неправильно. Мы, не создавая всенаправленных антенных систем достаточно большой площади улавливания и многоканальных узкополосных спектроанализаторов, переносим все трудности связи на передающую сторону и эти трудности оказываются непреодолимыми даже для крайне развитой цивилизации. Вот почему мы не наблюдаем космических чудес».

Допустим, что огромные технические трудности преодолены и нужные радиоцентры созданы. Пусть выбрана звезда, около которой весьма вероятно существование высокоразвитой ВЦ. Как вести с ней радиоразговор? О чем ее спрашивать?

Допустим, что расстояние до ВЦ равно 100 св. лет, и, получив наш запрос, ВЦ тотчас же ответит на него. Этот ответ мы получим спустя 200 лет после запроса, а значит, вопрос должен касаться не нас, а той земной цивилизации, которая будет через 200 лет. Именно ее нужды и требования должны быть сформулированы в запросе. Тем самым космическая радиосвязь теснейшим образом зависит от прогностики. Но кто может уверенно сказать, что будет с человечеством спустя 200 лет, каковы будут его научные и культурные запросы? Да и откуда у нас уверенность, что ВЦ сразу же ответит на наш запрос? В некотором смысле получается разговор призраков: мы посылаем вопрос ВЦ не нынешней, а будущей, которая сформируется спустя 100 лет, и эта несуществующая пока цивилизация должна ответить другому фантому — человечеству будущего! Толка от такого разговора ожидать, по-видимому, не приходится.

Кроме того, радиус зоны двухсторонней связи не должен быть слишком велик, т. к. в противной случае задержки ответа на тысячелетия делают радиоразговор просто бессмысленным. Вряд ли указанный радиус может превысить 100 св. лет.

В книге С. Доула («Планеты для людей», Наука, 1974 г.) доказано, что в нашей Галактике могут существовать 700 миллионов земноподобных планет, т. е. таких, на которых человек мог бы жить без специальных защитных мер (скафандров и т. п.). В частности, есть один шанс против десяти, что система ближайшей звезды Альфы Центавра обладает земноподобными планетами. Следовательно, связной метод имеет смысл применить лишь для Альфы Центавра и других ближайших звезд.

Но тут возникают новые трудности "языкового" характера. На каком языке вести разговоры? Как расшифровывать сигналы ВЦ? А что, если ВЦ обладает иным «видением» Мира и иной аксиоматикой? Подробный анализ этих трудностей модно найти в работах Б. В. Сухотина и Б. М. Пановкина (см. сборники "Внеземные цивилизации", Наука, 1969 г. и "Философские проблемы астрономии XX века", Наука, 1976 г.)

Одно время была популярна идея, высказанная членом-корр. АН СССР Н. С. Кардашевым о существовании цивилизаций III-го типа, энергопотребление которых близко к общей энергии Галактик. По мнению Н. С. Кардашева, такие цивилизации могли бы вести всенаправленные односторонние передачи для "просвещения" цивилизаций низшего типа. Ныне реальность таких сверхцивилизаций поставлена под сомнение прежде всего потому, что при столь мощном энергопотреблении существование белковых земноподобных форм жизни из-за сверхвысоких температур было бы невозможно.

Понимая это, И. С. Шкловский решил населить цивилизации III-го типа роботами, в которые, по его мысли, когда-нибудь и превратится человечество. Эта странная форма коллективного самоубийства вряд ли где-нибудь нашла бы себе воплощение. Кроме того вообще односторонние передачи вряд ли кем-нибудь ведутся, так как отсутствие ответа никак не стимулирует дальнейшую трату энергии (подробнее см. статью В. Л. Мерцалова в "Трудах XV Чтений К. Циолковского", М., 1981 г.). Видимо, как и цивилизации III-го типа, однонаправленные радиопередачи ВЦ следует отнести к числу космических утопий.

Из того, что скорость света (и радиоволн) конечна (300000. км/сек), следует, что любая ВЦ не может быть очень большой, т. к. в противном случае она перестает быть связным целым. По оценке В. С. Троицкого, максимальные размеры ВЦ не превышают 0,1 св. года. Отсюда следует, что идеи К. Э. Циолковского об объединении всех цивилизаций Галактики и даже всех «Млечных Путей» явно утопичны.

Наконец, отсутствие радиосигналов ВЦ может объясняться просто тем, что они пользуются иными, более эффективными средствами связи. Всего век назад и мы ничего не знали о радиоволнах. Что же говорить о ВЦ, быть может, опередивших человечество в развитии на сотни, а то и многие тысячи лет?

То, что скорость света есть предельно возможная скорость в природе, является лишь постулатом, никем и никак не доказанным. Сверхсветовые скорости в компонентах квазаров и другие факты доказывают, что и в этой области знания нас, вероятно, ждут великие открытия. В нынешнем же состоянии связной способ связи с ВЦ на радиоволнах вряд ли способен вызвать оптимизм.

II. Астрофизический метод поисков ВЦ предполагает, что в процессе своей деятельности ВЦ порождает необычные явления, искусственный характер которых может быть замечен с Земли. Такие явления могли бы выразиться, например, в избыточном тепловом и радиоизлучении различных твердотельных астроинженерных конструкций, т. е. по существу в отходах цивилизации. Предсказать характеристики этих отходов заранее, конечно, невозможно. Кроме того, если будет открыт объект с избыточным инфракрасным излучением, то изворотливые на объяснения астрофизики наверняка найдут ему естественное объяснение.

Рассмотреть же сами астроинженерные конструкции с межзвездных расстояний средствами современной телескопической техники, разумеется, невозможно.

Главная же порочность астрофизического метода, пожалуй, в другом. Он предполагает, что все цивилизации Космоса развиваются по земному образцу, по принципу "больше, быстрее", заведшему нас в экологические тупики. Было бы большим самомнением считать печальный земной опыт стандартом развития всех обществ разумных существ. Человечество не преодолело еще "микробную" стадию развития (по экспоненте). Оно продолжает размножаться с безответственностью кроликов, несмотря на то, что сопротивление природной среды уже сегодня приняло уничтожающие масштабы (см. А. Печчеи, "Человеческие качества". М., 1980 г.)

Экологические пределы чувствуются даже в Космонавтике. Каждый запуск космических летательных аппаратов разрушает озоновый слой атмосферы. Подсчитано, что 125 частых запусков носителя "Сатурн-5" или 85 запусков транспортных кораблей "Шаттл" разрушат озоновый слой настолько, что это разрушение примет катастрофический и необратимый характер (см. сб-к. "Общество и природная среда", М., 1980 г.)

Отсюда следует, что высокоразвитая и действительно разумная цивилизация будет-действовать не по потребительскому земному шаблону, а с учетом экологических границ. Скорее всего она гомеостатически "впишется" в Природу, снизив отходы если не до нуля, то до минимума. А тогда такую цивилизацию, не дающую отходов в космических масштабах, обнаружить астрофизическим методом практически невозможно.

III. Метод поиска зондов Брейсуэлла связан с именем американского астронома Р. Брейсуэлла, который около двух десятилетий назад предложил начать поиск зондов ВЦ на околоземных орбитах (см. сборник "Межзвездная связь", Мир, 1965 г.). Эта идея нашла себе отражение в "Программе исследования по проблеме связи с ВЦ", изданной АН СССР в 1974 г. В ней подчеркивается, что "особое внимание следует уделить возможности обнаружения зондов ВЦ, находящихся в Солнечной системе или даже на орбите вокруг Земли". Предполагается, что такие зонды запускаются ВЦ вообщем по таким же техническим принципам, по каким человечество создает искусственные спутники Луны или Марса!

В сборнике "Проблема поиска внеземных цивилизаций" (Наука, 1981 г.) помещена статья доктора физ.-мат. наук Л. В. Ксанфомалити, в которой автор анализирует известный парадокс Штермера с задержкой радиоэхо (ЗРЭ). Он не исключает возможности того, что в Солнечной системе уже действует зонд Брейсуэлла.

"В том, — пишет Л. В. Ксанфомалити, — что ЗРЭ сопутствует новинкам радиотехники (если это реально), напрашивается какая-то связь с зондом", хотя тут же добавляет, что "все это гораздо больше похоже на побочный продукт какого-то неизвестного процесса".

По нашему мнению, зонды Брейсуэлла — это типичный пример явного антропоморфизма в проблеме поиска ВЦ. Ведь эти зонды по своим техническим возможностям не превосходят реальные зонды земной цивилизации. Они используют с пославшей их ВЦ примитивные, как уже говорилось, средства связи на радиоволнах. Даже долгое их пребывание на пассивных орбитах, подслушивание земных радиоразговоров и многое другое изобличает примитивизм основной идеи, явно несущей на себе печать младенческого состояния космонавтики. И, наконец, совершенно непонятно, как зондам Брейсуэлла, при всем их примитивизме, удается преодолевать межзвездные расстояния.

В большой серии убедительных работ кандидат физико-мат. наук Б. К. Федюшин пришел к выводу, что в рамках сегодняшних науки и техники межзвездные перелеты должны считаться невозможными (см. "Труды XV Чтений К. Э. Циолковского", М., 1981 г.).

Различные варианты релятивистских ракет, летящих с околосветовой скоростью, требуют непомерно больших масс стартовых систем. Полеты же "тихим ходом", со сменой множества поколений внутри космического корабля (даже если отбросить утопичность условий полета) требует огромных временных сроков. К этому добавляются все трудности радиосвязи с Землей или пунктом назначения, о которых уже говорилось. Из этого следует, что цивилизации Космоса, образующие связное целое, должны занимать относительно небольшой объем в окрестностях своей звезды, а освоение всей Галактики, видимо, просто невозможно. Предельная скорость света и тут ставят пределы экспансии Разума.

Из приведенного краткого анализа современного состояния проблемы поиска ВЦ вытекают важные выводы:

1. В настоящее время человечеству неизвестны эффективные средства поиска и связи с ВЦ на межзвездных расстояниях.

2. Если Землю посещала или посещает какая-нибудь ВЦ, то техника этого посещения заведомо выходит далеко за рамки нынешней земной космонавтики. Средства и методы, с помощью которых Внеземной Разум изучает нас, людей, неизбежно должны казаться чем-то совершенно необычным, "не лезущим ни в какие ворота", то есть, говоря словами Артура Кларка, "магией". К этому добавляется и та трудность, что инопланетный Разум по своему видению мира, аксиоматике, целям и поведению, может оказаться совсем непохожим на наш! Следовательно, появление инопланетян на Земле должно сопровождаться явлениями, которые мы непременно охарактеризуем, как "странность" и "разумность". Но ведь именно эти качества и присущи феномену НЛО!

То, что НЛО непохожи на примитивные и надуманные зонды Брейсуэлла, как раз и доказывает их реальность. Было бы в высшей степени невероятным, если бы инопланетяне прилетели к нам на кораблях с ЖРД и мы бы их торжественно встретили на аэродромах, как иностранную делегацию.

Пора отказаться от многих космических утопий, одной из которых есть приписывание инопланетянам и их технике антропоморфных черт. В то же время некоторое сходство с человеком и возможность понимания, видимо, существует. Один из лидеров современной математической биологии Н. Рашевский подсчитал, что максимальное число видов ограничено (108), а, следовательно, ограничено и число "биологий". Отсюда вытекает, что инопланетяне по крайней мере внешне скорее всего схожи с человеком (подробнее см. "Проблема поиска ВЦ", стр. 86). О конвергенции в биологической эволюции говорят также работы И. Д. Ефремова и Ю. М. Ралля (см. сб-к. "Населенный Космос", Наука, 1972 г.). Все это отлично согласуется с сообщениями о гуманоидах — "пилотах" НЛО.

Таким образом, феномен НЛО может быть теоретически предсказан. В каких же формах проявляется на земле эта "магия", мы посмотрим прежде всего на примере Франции.

Назад

Все книгиСтраница Сортировать по Без автораРазличные теории системКаким заняться делом на сайте izuchaika.ru